Сегодня мы решили посвятить вечер отдыху и обкатке игр,которые приехали к нам в двух коробках неделю тому назад. И решили мы, что посвятим свободный вечер самому интересному, то есть -
Войне Кольца
Я долго подбирал, какую бы коробку бросить в заказ долларов эдак на сорок, и тут мне вспомнилось, что недавно я видел интересную игрушку.
В отзывах на нее обычно господствуют слова "Та самая игра по Властелину Колец", "лучшая стратегическая адаптация Толкиена" и много прочих. Но верить слухам - не мое сильное место, и поэтому, чем сомневаться, я решил все проверить.
Коробка оказалась и в самом деле, небольшая - едва раза в полтора больше, чем стандартные упаковки настолок. Это вызывало определенные сомнения - как это так, двести пятнадцать моделей (!) в такой коробке, да еще огромная карта, да еще чуть меньше сотни жетонов и две полноразмерные колоды карт (по 50 штук в каждой). Кроме того, все обещали мне несносно тяжелые правила (хотя, какие правила могут хуже Warhammer: Fantasy Battles я по-прежнему не представляю). Ну, назвался груздем - полезай в кузов, и поэтому коробка была открыта. И она действительно поразила меня содержимым!
Двухсекционная доска - это действительно выход из положения с маленькой картой. Представьте только: ширина под два метра и высота чуть более одного! На такой карте вполне можно укладываться спать и даже жить. Двести пятнадцать моделей, когда переместились из упаковки прочь, тоже создали вполне себе устрашающий эффект:
При этом, хотя модели, очевидно, выполнены в значительно меньшем размере, чем модели, к примеру, все того же вархаммера, я не могу указать на какие-то значительные дефекты в них. В коробке лежат несколько армий (Гондор, Рохан, Эльфы, Гномы, Свободные люди Севера, Орки Саурона, Урук-Хаи Сарумана, Южане, Истерлинги), а также герои: все члены Братства, восемь Назгулов, Ангмарец (главный назгул) и
Глас Саурона. Все двести пятнадцать моделей налицо; не хватило разве что выдающихся эльфов современности (Кердана, Элронда, Галадриэль), а также вездесущего (голм-голм) Смеагорла, но эту неприятность мы пережили с легкостью. В общем, пока суть да дело да мы заказали пиццу (чтобы играть не отвлекаясь), мы перешли к правилам.
Есть на свете такой производитель настольных игр, как
Fantasy Flight Games. Он вызывает у меня очень смешанные эмоции. С одной стороны, я не могу пожаловаться на игры, которые он выпускает; с другой, я не могу ему апплодировать. Через мои руки прошло немало игр от этой американской конторы, и все они... не знаю, пожалуй, тяжеловесны. Это игра, на которой надо либо сосредотачиваться и биться прямо в нее, не отрываясь и твердо зная, что четыре часа минуют неизбежно - хотя не могу сказать, что это недостойный способ пожертвовать четырьмя часами - либо надо играть, как в "Evening game". Это такое культурное занятие, почти фуршет: игроки постоянно отвлекаются, разговаривают за жизнь и находят прочие способы приятно провести время. Если угодно, это своего рода вызов геймерской традиции; но именно так в них и нужно играть.
Так вот, возвращаясь к
Fantasy Flight Games. Дизайнер этой компании славен умением писать учебники по играм так, что сам черт ногу сломает. Можете представить себе мое большое чувство, когда я увидел брошюру на ДВАДЦАТЬ ТРИ страницы! Ни в какие рамки это не укладывалось, но отступать было некуда. ЖЖ-юзер
kodomo_iruka, миновав знакомство с правилами, быстро сориентировалась и заявила, что с радостью поиграет за синих (то есть, за Союз свободных народов) и будет возвращать мне потерянное кольцо посредством метания оного в вулкан (читай: Ородруин). Я, как честный красный (то есть, Саурон, управляющий Саруманом и Южанами плюс Истерлингами), должен был из вежливости встретить Братство Кольца по дороге и проводить их к себе на чай. Не могу сказать, что меня радовала перспектива, но я посуровел с лица, съел кусок мяса и стал морально готов защищать честь Моргота с пеной у рта. В любом случае, от всего множества компонентов меня отделяли двадцать три страницы "не дай Боже" правил. И что вы думаете? На пятой странице я в ошеломлении сел. Я никогда не видел правил в таком четком и понятном исполнении! Разумеется, у этой компании. (Позже выяснилось, что FFG были лишь издателем этой игры, а авторами были совершенно другие европейские люди). Правила оказались сравнительно просты и были побеждены минут примерно за сорок; именно столько потребовалось для выяснения основных элементов игры.
Но, пойдем дальше. Множество компонентов и миллион связанных с ними возможностей (представляете, какая пытка: решать, что же делать) нивелировались, как это ни пародоксально, кубиками.
Нет-нет, белые здесь не при чем :). Дело в том, что в игре участник ограничен в своих действиях, и их характер меняется ход от хода. Как можно заметить по прилагаемой фотографии, на каждую грань кубика нанесен рисунок, изображающий возможное действие. Шлем позволяет ставить войска под копье или втягивать народы в войну, меч позволяет перемещать героев или братство, флаг можно использовать для перемещения армий и нападения, а хрустальный шар - палантир - для того, чтобы тянуть карты или пользоваться ими. У красных есть грань Око Саурона. Она позволяет выискивать неугомонным, но старым и больным глазом компанию, которая, радостно гужуясь, бродит с кольцом. Эти кубики откладываются в сторону и действуют на протяжении всего хода; при этом, они олицетворяют упущенную Сауроном возможность предпринять какие-либо действия из-за панического поиска Кольца. Действительно, несколько раз из восьми красных костей у меня оставалось три для военной активности! Синие же имеют преимущество в лице грани "Воля Запада" (руна, похожа на половину подсвечника). Этот бросок позволяет легким движением руки превращать Гендальфа из Серого в Белого, Бомжа в Арагорна, а также делать любое из действий, дозволяемых прочими гранями.
В общем, мы сели играть на кухонном полу. О майн Готт, это были два с половиной жестких часа! Спасал только "Властелин Колец". Правда, с экрана и в переводе Гоблина ;)
Для начала, условия победы. Во-первых, если Братство решает плюнуть на Ородруин и пойти к Саурону напрямую, то есть становится рабом Кольца, выигрывает Саурон. Во-вторых, если Братство доносит кольцо до топки и закидывает его туда, сохраняя решимость обороть зло в лице Саурона, выигрывает Союз. Эти победы срабатывают именно в такой последовательности; если Братство соблазнилось кольцом, то оно ухитряется даже слезть с горы и все равно принести артефакт обладателю Ока. В-третьих, если Саурон захватывает пять больших городов и/или крепостей Союза, он побеждает; Союзу же надо захватить всего два объекта. Если справились оба - игра продолжается дальше, пока не останется один победитель.
Сначала история у нас почти повторяла книгу. Братство избрало все тот же, наиболее верный и короткий маршрут: через Морию, мою крепость, в Лотлориен, затем расколоться и дальше, в Мораннон, что в Мордоре, пойти уже сокращенным составом. В это же время Свободные народы потихоньку наращивали мощь в Гондоре, а Саруман нанес блиц-удар по Рохану. Этого
kodomo_iruka ожидать не могла, и поэтому Хельмова падь, простите за тавтологию, пала на четвертый ход. Видимо, Саруман в нашей версии сумел договориться с роханцами по-хорошему. Братство неудержимо рвало на юг, причем оно устойчиво оказывалось скрыто от моего хитрого Ока. С юга и с востока стали подтягиваться более экзотичные воители со слонами, хитро подмахивавшими хоботами Гондору, демонстрируя свою заинтересованность.
Шкала политики, которая предлагается вашему вниманию по центру правого края доски, очень сильно повлияла на нашу игру. Я был вынужден до последнего удерживать в резерве Назгула-Ангмарца, который бы мобилизовал против меня все Свободные народы, а
kodomo_iruka изо всех сил старалась избежать конфронтации со все теми же (пока еще мирными) Истерлингами/Южанами.
Но это все лирика. Очнувшийся после потери Хельмовой Пади Рохан встал, буквально говоря, на дыбы, и уже следующим ходом вернул себе крепость обратно; правда, пока суть да дело, Сумеречный Лес (Мирквуд) ощутил присутствие целой армады орков и целого Назгула и был вынужден уйти в глухую оборону.
Братство продолжало тихой сапой красться в Мордор, лишь однажды объявившись, причем - в Лотлориене. Радости было бы мало, но отчаянные кровожадные хоббиты прошли через Морию и пообщались там с Балрогом, что - пока ничего не напоминает? - привело к гибели Гендальфа. Пока что от книги нас отделяли только события в Сумеречном лесу, но со временем стало интереснее.
Инициативный Леголас оставил братство и побежал осаждать крепость Тени (то есть, меня :]) Дол Гулдур. Тамошние обитатели мгновенно спрятались за стенами и сделали вид, что местность уже давно пустует, а бессмертным эльфам уж точно не резон тратить на них свое бесценное время.
Рандеву около Хельмовой пади имело свое остроумное продолжение, во время которого с трех набегов урук-хаям на варгах удалось-таки вывезти из укрепления задремавших всадников Рохана. И тут случилось непредвиденное: с севера орки подошли к Ривенделлу! Элронд в панике окопался: это уже никак не вписывалось в сценарий. Братство, завидев это, развило запредельную скорость и ворвалось в Мораннон, где мы его в последний раз и видели. После оно стало шустро карабкаться по Ородруину. Ощутив неладное, я все же выгнал эльфов из Сумеречного леса и уверенно засел в тамошний домик.
Чуя запах паленого из печки по имени Ородруин, я стал срочно переходить от улыбок к действиям. Наконец-то подлетел припозднившийся Ангмарец, а следом из Барад-Дура выехал уже забытый за целую эпоху службы Глас Саурона, который немедленно заявил, что "вот теперь-то мы с вами воюем, а раньше сугубо из спортивного интереса общались". Хоббиты отважно лезли в гору, но Кольцо уперлось, с позволения сказать, руками и ногами (видимо, во время нашей игры оно жить хотело куда больше, чем в книге) и активно искушало кольценосцев. По правилам, если Братство из любых источников набирает двенадцать очков, то Фродо, по итогам трезвого размышления, надевает кольцо и несет его лично Саурону в качестве "бесплатного подарка". Там, конечно, его уже ожидают на чай с кашей.
Так или иначе, пока хоббиты, голодая, тащили цацку в печку, с юга, распевая романтическую песню "Reise, Reise" в исполнении группы Rammstein, на веслах подошли умбарские корсары. Ох, как не ждали их и приветливого Ангмарца в прибрежном Дол Амроте! Даже бродивший неподалеку коронованный наследник Исильдура Арагорн оказался бессилен и был вынужден прижать орков, охранявших Барад-Дур (что тоже вполне по книге), но умбарцы захватили Дол Амрот. Хоббиты отчаянно рванулись вперед и замерли на предпоследней ступени перед жерлом.
Но коварные прихвостни меня не желали отступать, и с налету захватили Ривенделл, избив-таки старика Элронда, а дочку утащив в Морию. Если был бы гонг, в него можно было бы прозвонить: Сумеречный лес, Ривенделл, Эдорас, Пеларгир, Дол Амрот, Хельмова Падь - все под лапой Тьмы. Но ход все никак не кончается, и Кольцо, уже вдохнувшее в несчастного Фродо восемь очков соблазна, зовет его идти дальше. Он ступает, и к нему, посредством жребия, приходит еще, ни много, ни мало, четыре очка. Двенадцать очков - и Фродо с Сэмом идут ко мне припеваючи, в то время, как армии Запада, почти полностью уничтоженные, не могут удержать уже ничего.
Так разительно и отличалась наша игра от книги - полная победа Тени (то есть, Саурона).
Это была феерия.
kodomo_iruka под конец игры заставила меня воевать так, как будто грядет мой последний день (что, в общем-то, было правдой). Всю игру у меня жестоко не ложились кубики, причем ни те, которые определяют действия, ни другие. Лишь под конец ситуация стала выравниваться, но это неслыханно - я даже потерял Хельмову падь и был готов отступать из Мордора, если бы соперник решила прижать меня в этом узком месте! До последней минуты я надеялся добраться до Минас-Тирита, но он оказался неприступен. Наконец, добравшееся до Мордора Братство заставило меня охнуть - Кольцо почти не имело над ним власти! В общем, все решилось диспозицией и верным подбором карт в руке. Но, несмотря на полную победу, я вынужден признать: поражение было не слишком-то далеко. Всего в двух шагах Братства.
Что же, здесь можно и подвести черту. Отлично! Пожалуй, это одна из лучших (если не лучшая) настольная стратегия, в которую мне приходилось играть. На сайте
http://www.boardgamegeek.com/ я оценил ее на девять баллов; не знаю я, что такое "десять". Но игра оставила массу впечатлений и многочасовые разговоры об истории мира и тактике игры.