Что мы знаем о визуальных развлечениях пушкинской эпохи? Да весьма немного. Ну, театры, ну, балаганы и цирки, ну, музеи, ну, книжки с картинками. А ведь и 200 лет назад обывателя досыта кормили всякой волшебной дребеденью со спецэффектами. Только вот средства архивации в те поры, к сожалению, были слабоваты, отчего для реконструкции большинства представлений мы можем опираться лишь на вербальные источники. Да и тех немного. Прежде всего, это объявления, преимущественно, газетные, да афиши (последних, впрочем, осталось с гулькин нос). Изучаючи по другим делам "Московские ведомости" за декабрь 1833 г., наткнулась на несколько подобных листочков*.
Скоро Святки, в Москву направляются приезжие артисты со своими косморамами, фантаскопами, механическими фонтанами, воздушными шарами и прочими приспособлениями для уловления почтеннейшей публики.
Но начнем с более традиционного аттракциона - "кормления зверей" в известном зверинце
братьев Леман:
">
Г-н Полло радует публику хоть и не более дорогими, но более интеллектуальными картинами:
Г-н Душе скромно-самолюбив: его живописные виды, бесспорно, обладают особым совершенством:
Зато г-н Генрих Мишо явно не скупится на рекламу, да и впрямь, у зрителя от такого великолепия ум вскружится - целых четыре действия и подарки впридачу:
Ну, а мы, как и положено респектабельной публике, посидим тихонько дома, у камелька, наедине с кондитерскими шедеврами г-на Тоблера. Благо идти недалеко - по Большому Афанасьевскому и налево, Арбат, 17**. Кстати, тоблеров шоколад и сегодня с нами, как 176 лет тому назад.
_____________________________________
* Кстати, а неужели никто действительно не проанализировал репертуар этих представлений? Про цирк работы есть, про лубочный театр, балаганы и народные аттракционы - до фига, а вот про то, что показывали на этих оптических представлениях - ничего путного не встречала, к сожалению. Впрочем, м.б. по безграмотности.
**В том же доме Ариоли в 1851 г. откроется другая знаменитая кондитерская лавка - Фердинанда Эйнема.