О мышлении феноменами

Jan 15, 2014 07:00

В прошлой статье шла речь о контринтуитивных методах мышления. Сейчас мы на практике рассмотрим один из них - мышление феноменами. Пытаясь вместить в свою голову новые знания, вы могли заметить, что лучше всего усваиваются именно либо самые логичные, легко встраиваемые в текущую картину мира, факты, либо факты, которые потрясают воображение и не дают оставаться равнодушным. Запомнить факты не поражающие воображение и, одновременно, не совсем уж очевидные бывает намного сложнее. Один из способов, как делать это эффективно, читайте дальше.

Для начала давайте разберем две типичные модели пополнения своей картины мира новыми элементами:
  • «Мажем все одной стеной». В этом случае ваша картина мира представляет собой некое подобие стены, на которую слой за слоем наносится штукатурка. И получается почти как в стихах: «Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в немецкий кинофильм…» При этом любые новые знания как бы затирают предыдущие. Из плюсов этого варианта - максимально быстрое расширение картины мира, так как нет внутренних противоречий. До 13-15 лет, когда идет самое быстрое расширение картины мира, а взаимоисключающие параграфы - редкость, подходит лучше всего. Из минусов - знания, в значительной мере, принимаются на веру, невозможность понимания, когда и почему точка зрения заменилась новой, и трудность вычленения куска знаний для генерации новых идей.
  • «Куча фактов». Все новые знания беспорядочно складываются в кучу, взаимоисключающие параграфы сплошь и рядом живут вместе, нет цельной картины. Плюсы этого варианта - быстрое запоминание, возможность сохранения разных версий фактов, что позволяет легко проследить эволюцию своей картины мира, и возможность поработать с конкретными сведениями о мире, не вырывая их «с мясом». Минусы - сохраняется много непроверенных знаний, важным, но не впечатляющим, фактам легко затеряться в закоулках памяти, нет системности познания, сведения о мире не имеют взаимосвязи друг с другом. Такой тип запоминания называют еще энциклопедическим или кроссвордным. Прекрасно подходит для запоминания дат, имен и другой подобной информации.
Так как же нам пополнять свою картину мира, при этом, не оставаясь на уровне подростка, но и не быть погребенным под кучей несвязанных фактов? Тут нам на помощь приходит запоминание самых нужных фактов в виде феноменов.

Феномен - наблюдаемое нами явление окружающего мира, о которых мы знаем (или четко представляем), как оно работает. Примером может послужить феномен бочки с огурцами: при погружении в бочку свежего огурца, он со временем просолится до состояния других, находящихся в бочке. Очевидно, что эту закономерность можно перенести, например, на общественные отношения. Существенных отличий феномена от факта три:
  • У феномена есть имя. Оно играет роль карточки в картотеке и позволяет находить в памяти кусок знаний, помеченный как феномен, намного быстрее.
  • У феномена есть начальные условия и результат. Они являются связующими звеньями феномена с окружающим миром.
  • У феномена есть действие. Оно описывает механизм работы феномена, и как из начальных условий получается результат.
Эти три отличия дают возможность перенести действие феномена на другие области жизни и разрешить проблему, которая казалась неразрешимой традиционными способами.
Кроме вышеназванных плюсов у мышления феноменами есть и минусы: нужно придумать каждому феномену имя, не каждый факт можно представить в виде феномена, вам частенько придется объяснять, что название «феномен чего-то» вы придумали сами, если захотите поделиться своими знаниями с окружающими. Но разве эти недостатки могут перекрыть пользу от возможности крепко запоминать и быстро извлекать самые необходимые знания об окружающем мире? :-)

Пробуйте, применяйте, делитесь эффектом!

феномен, факты, знания, накопление знаний, картина мира, контринтуитивность, мышление

Previous post Next post
Up