Повсюду только и слышно, как о выставке, которая сейчас проходит в московском Манеже. Удивительное дело, выставка работает каждый день до полуночи! А все потому, что туда устремились десятки тысяч людей - жители Москвы, регионов и других стран. Выставка должна была проходить с 4 по 13 ноября, но ее продлили до 19 ноября(
а теперь уже и до 26 ноября!) и у вас еще есть время сходить!
Скажу сразу, попасть было нелегко. Очередь на вход тянется с Манежной площади до Исторического музея, а иногда и дальше. Я был там во вторник, пришел в 3 дня, то есть в рабочее время, и отстоял 2.5 часа. Но этого того стоило. Когда вошел, впереди меня стояли 2 бабушки, одна из них говорила по телефону с кем-то из знакомых, несмотря на время ожидания, она настоятельно советовала собеседнику прийти на выставку.
Вход бесплатный, что отчасти и создает ажиотаж, хотя, для большинства это становится сюрпризом.
К сожалению, мой фотоаппарат был разряжен, поснимать внутри не удалось, так что постараюсь передать атмосферу словами и позаимствованными фотографиями.
Сразу же после входа начинается очередь к Феодоровской иконе Божье Матери XII века, привезенной из Костромы. Она считается заступницей дома Романовых и без нее не обошлась ни одна коронация. Императрицы-иностранки, переходя в православие, брали в честь иконы Отчество - Федоровна. Несмотря на внушительные размеры очереди, она двигается достаточно быстро. Где-то, 25-30 минут и можно приложиться к святыне.
В толпе я заметил даже двух сербских четников, одетых в национальную одежду.
Сама выставка представляет собой интерактивные карты и мониторы со справочной информацией. На картах по каждому из правителей династии отмечены изменения в территории России, населении, показаны основные события, действующие лица эпохи и другая познавательная информация - изобретения, разведение цветов(в какое время стали разводить розы или георгины), начало использования тех или иных предметов. Например, помидоры начали потреблять не при Петре, как картофель, который вместе с томатами завезен в Европу из Америки, а только в середине 19 века, до этого этот овощ считался декоративным растением. А вы знали, что в Царствование Михаила Федоровича территория России выросла в двое? А при Николае II население России увеличилось на 60 млн, то есть, больше чем на половину?!
Меня очень удивили слова преподобного Серафима Саровского, который в точности предсказал конец царской России за много десятилетий до прихода к власти Николая II.
«Будет некогда царь, который меня прославит (при Николае II канонизировали святого), после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против царя и его самодержавия, но Бог царя возвеличит».
На выставке помимо упомянутых средств отображения информации имеются и видео-залы, где рассказывается история освоения новых территорий, культурная политика и тд. В центре экспозиции каждый желающий может попробовать себя и ответить на 15 вопросов викторины. Ответы на все вопросы можно найти на выставке. Я со своим гуманитарным образованием справился только с 7 из 15 вопросов. Забавным был последний вопрос - кто первым сказал, что он трудится, как «раб на галерах». Ответ «Путин» тоже был, но правильным считался Николай I
Рядом с экранами викторины размещены «изюминки» выставки - последний Дневник Николая II, документ, в котором он отрекся от престола, патриарший посох первого Романова и грамота присяги новому царю. Оригиналы, конечно. Дневник Николая II открыт на одном из последних дней жизни царской семьи. В этот день большевики перевозили императорскую семью. При каждой пересадке их обыскивали новые комиссары, поэтому Императору пришлось выпрашивать у своих надзирателей аптечку с лекарствами для цесаревича Алексея.
В самом конце выставки посетители могут увидеть фильм, посвященный Николаю II, войне и перевороту. Заканчивается ролик в Ипатьевском доме, где была расстреляна царская семья. Им только что объявили, что, чтобы закончилась политическая борьба, они должны быть расстреляны. Николай II повернулся к своей семье, затем еще раз переспросил неожиданный приговор..но палачи уже подняли свои винтовки. У каждого была своя цель, они целились в сердце, раздались выстрелы…
Это фильм, как и сама выставка, не может оставить равнодушным. Хотя здесь есть явный политический подтекст, явное превозношение всего, что связано с царским домом, в конечном итоге, будь ты коммунистом или либералом, ты уходишь с выставки заряженным гордостью за свое Отечество, за своих предков. Это чувство вместе с чувством некой скорби витает в воздухе. Тысячи людей вместе с тобой восхищаются историей России и вновь открывают для себя членов семьи Романовых.