что действительно можно сделать для Тибета?

Dec 13, 2012 01:00

Пьём чай дома у моего друга Ди. Он редко представляется своим настоящим именем - Дордже, очевидно потому, что оно, во-первых, слишком распространённое, во-вторых - слишком тибетское. С тех пор, как он, ещё будучи ребёнком, бежал из Амдо, он ни разу не носил национальную одежду - на нём всегда широкие штаны, кепка, все атрибуты нормального такого репера - он в Дарамсале вроде как «народный поэт» и регулярно читает реп на музыкальных мероприятиях. И, хотя его тексты сплошь посвящены Тибету, свободе слова, тибетскому вопросу, он открыто говорит - «Ну и что, что во мне течёт тибетская кровь. Я не считаю себя настоящим тибетцем». Добавляя - настоящих тибетцев на сегодняшний день почти не осталось. За исключением тех нескольких деревень высокогорья, где люди никогда не видели телевиденья, да и в общем даже с китайцами особо не пересекаются. А быть таким вот «полу-тибетцем», принадлежать к разваленной нации, с каждым днём теряющей своё лицо, он совсем не хочет. Лучше быть кем-то другим - кем-то бездомным, но кем-то завершённым.
Сегодня среда - white Wednesday. Вспоминаешь об этом каждый раз, когда видишь в чупе своего знакомого, который обычно отплясывает в баре в узких брюках и кожанной куртке. Для этого и существует обычай (с восьмидесятых годов, если не ошибаюсь) каждую среду «делать что-то тибетское». Носить национальную одежду, заплетать волосы, готовить тибетскую еду, идти в храм, читать тибетские книги...

Мы с Ди много говорим о Тибете. Странным образом, он один из немногих моих тибетских друзей, кто действительно готов обсуждать эту тему. Остальные, как правило, или вообще предпочитают не думать об этом - слишком больно, или уже просто устали говорить. Я задаю ему самый важный вопрос, ответ на который я пытаюсь найти уже несколько месяцев. Что действительно можно сделать для Тибета?

«Как думаешь, сколько людей действительно знают о том, что происходит в Тибете? Никто из моих знакомых с Запада либо вообще о Тибете не слышал, либо не представлял, к чему все эти надписи - Free Tibet и всё прочее...», говорит Ди. Я признаюсь - сама я в Дарамсалу попала случайно и о Тибете знала только то, что это очень высоко в Гималаях. Количество самосожжений повергло меня в шок - на момент моего приезда число колебалось в пределах пятидесяти. На момент написания этой статьи, их уже 96. Но по понятным причинам миру об этом не слишком известно. Поэтому первое, что реально можно сделать для тибетского вопроса - распространять информацию. И что самое важно - предварительно внимательно изучив суть вопроса. Существует достаточно известный ресурс: tibettruth.org (который, кстати, создан руками учителя Ди). По крайней мере раз в неделю там появляются статьи, резко критикующие главу ЦТА (Центральной Тибетской Администрации) Лобсанга Сангая за его «безинициативность» и в особенности - за его завяления о том, что Тибету не нужна политическая независимость, а только лишь свобода слова и возможность практиковать буддизм и поддерживать культурное наследие. На демонстрации 10го декабря десятки раз звучал слоган «what do we want? We want freedom. When do we want it? Now, now, now!”. Однако Китаю, с наибольшей вероятностью, для того, чтобы по-настоящему «убить» Тибет, как раз достаточно «оставить его в покое». Потому что в течении пятидесяти лет Китай методично отбирал у тибетцев навык самостоятельности. По прошествию этих лет экономическая и политическая система полностью изменилась, и в настоящий момент навык самостоятельного ведения политики и экономики у тибетцев, вероятнее всего, находится на уровне не выше школьного.

Распри между тремя регионами - вообще отдельный вопрос. Живя в Дарамсале, я каждый день наблюдаю как молодые ребята избивают друг друга исключительно из-за того, что кто-то, родившийся в Индии, случайно обронил «свободу Тибету» или кто-то из Лхасы сказал что-то не то про кого-нибудь из Амдо. Кстати, практический совет: если вы окажетесь в Дарамсале и захотите купить популярную здесь футболку с надписью Stand with Tibetan nomads, советую отказаться от этой затеи и выбрать Stand for Tibet, серьёзно. Я постоянно шучу - для того, чтобы узнать, из какой части Тибета пришёл в Индию твой собеседник, достаточно 5-10 минут. В течении которых он либо раскритикует У-Цанг (значит наверняка перед тобой - выходец из Амдо), либо предостережёт от общения с любым жителем Амдо (значит точно - У-Цанг), либо не скажет ни о ком ничего плохого (а потому, наверняка, он - житель Кама), либо вообще промолчит о Тибете, потому что если скажет хоть слово - скорее всего завтра предстанет перед тобой с фингалом под глазом (потому что родился на территории Индии). Шутки шутками, но наблюдать за этим достаточно больно и неприятно. Потому что такое отношение тибетцев друг к другу - результат той отравы, которая методично пускается по венам молодого поколения. Но вот вопрос - Китаем ли. В одном из прошлых постов я уже говорила - в традиционных тибетских песнях практически нет романтических слов любви к конкретному человеку. Современная тибетская попса - вполне себе сладкие песни со всеми атрибутами - ревностью, наигранным драматизмом, западными битами и китайскими мелодиями. Как в любой другой стране. Это вроде как называется «расширением кругозора». Все помнят историю - когда в Тибет пришло телевидение, половина монахов оставили свои монастыри. Естественный, конечно, процесс глобализации. Территории пастбищ уже стали фабриками, реки уже стали гидроэлектростанциями. Траву не вырастишь обратно за несколько минут, никто не станет разрушать магистрали, чтобы пасти овец - да и многие уже давно разучились пасти овец. Сейчас зима. Мой бывший сосед по комнате Церинг почти не выходит из комнаты и ничего не хочет знать о Тибете - всё, что его интересует на данный момент - это виски, индийские фильмы и злоба на весь свет за отмороженные во время перехода через Гималаи стопы. Почти месяц я ежедневно с пыталась вытащить его из этого состояния - но после конфликта с другим соседом по комнате, пришлось из этой комнаты выехать. Пишу я это всё отнюдь не для того, чтобы вышибить слезу из читателя...

На сайте ЦТА висят реквизиты счёта, на который любой желающий «помочь Тибету» может перечислить деньги. Спрашивается - куда эти средства распределяются? Безусловно, на благие цели - школам, монастырям, больницам Дарамсалы и других тибетских поселений в Индии. Что опять же вызывает злость и зависть «тибетских тибетцев». Поводом для очередной кровавой драки нередко становится тот факт, что тибетцы, которые выросли в Индии, всегда жили «на готовеньких деньгах иностранцев», «под крылом Лобсанга Сангая», в то время как «настоящему Тибету» становится всё хуже и хуже. Пресловутое «тибетское сострадание» медленно, но верно подменяется завистью, семейные ценности - безудержным распутством. Говорить о том, что во всём этом виноват Китай было бы несправедливо. Потому что, как мы помним, Китай в 19 веке был совсем другим Китаем. Опять же, не хочется во всём винить только Запад. Но прежде чем вопить во всё горло «Free Tibet», ехать в Дарамсалу волонтёром и перечислять половину зарплаты на счёт ЦТА, задумайтесь вот о чём. Во-первых, деньги, перечисляемые на счёт ЦТА помогают, конечно, тибетцам в Индии. Но они мало чем помогают тибетцам в Тибете. Во-вторых, эти же деньги идут на усовершенствование «уровня жизни» тибетцев - то есть в жизни тибетцев появляется всё больше технологий и автоматизации. Я постоянно смеюсь над прекрасной формулировкой тибетских ценностей по словам Ди. «Настоящего тибетца заботит только две вещи - Овцы и Далай Ламы». В этой топорной шутке, тем не менее, слишком уж много правды.

Ещё немного слов о тибетской несамостоятельности. Различных НГО, поддерживающих Тибет, по всему миру существует огромное множество. Но вот вам, к примеру, одна из статей члена НГО в Лондоне.
С самого начала автора статьи насторожило то, что большинство членов этой «про-тибетской» НГО вообще мало интересовались событиями в самом Тибете, ничего не знали о тибетской культуре и слабо представляли, куда и как распределяются «средства помощи». Большую часть членов НГО заботила только собственная карьера и, вполне возможно, размер собственного эго - ведь я же работаю на благо Тибета!

Можно вспомнить, к примеру, Африку. До регулярных поставок «гуманитарной помощи» охотники вполне себе успешно добывали пищу, племена кочевали в поисках воды. Сейчас же мы видим «голодающих детей Африки», которые с открытыми ртами и пересохшими губами сидят на одном месте и глядят в небо - в ожидании самолёта, полного вкусной западной еды... Думаю, моя мысль ясна, и раскрывать её далее не требуется.

Любое официальное заявление со стороны практически любого государства, с которым Китай состоит в экономических отношениях, о реальных событиях в Тибете, рассматривается китайской стороной как «вмешательство во внутренние дела Китая» и грозит напряжением в этих самых экономических отношениях. Переверните любой ваш гаджет, посмотрите на этикетку любого пластикового продукта, купленного в любой стране земного шара. Что вы там обнаружите в 90% случаев? Made in China. Никто не хочет ссорится с Китаем, слишком уж хорош запах дешёвого цветного пластика. В средневековье никто возвращаться не хочет и не собирается - глобализация, прогресс, все дела - естественный процесс истории, который начался уже много тысяч лет назад и, не смотря на все прогнозы о концах света, до сих пор не завершился. Тибетцы, вопреки мнению некоторых, не брезгают китайскими товарами - когда соотношение цена-качество-необходимость достигает желаемого идеала, почти любой уважающий себя тибетец не станет воротить нос от того, что поможет ему и его семье. Бытует мнение, что строгий бойкот китайской продукции поможет Тибету. В этом действительно есть доля правды. Но необходимо понимать - бойкотировать стоило бы не Китай, а культуру неосознанного, неуёмного потребления (хочется, простите, сказать резко - потребл*дства). Что действительно поможет Тибету, и не только Тибету - так это человеческая осознанность. Необходимо отдавать себе отчёт в том, как работает глобальная система экономики в целом, а не в том, что злобные китайцы используют деньги от продажи заколок для изготовления орудий пыток бедных тибетцев...

Итак, сейчас я, наконец, подошла к главному - ответу на вопрос, чем же реально можно помочь Тибету... И главный мой ответ - осознанностью и не впадением в крайности. Единственная реальная прямая помощь - поехать в Тибет и помогать, к примеру, ремонтировать храмы. Или на свой страх и риск собирать материалы о тибетской культуре (, возможно, пройти через то, через что приходится проходить, например, документальным режиссёрам в Тибете - то бишь тюремное заключение). Остальное - помощь косвенная. Но это по прежнему помощь. Вот вам пример: вы можете перечислить деньги на сайт ЦТА или какой-либо про-тибетской НГО. После чего вы отправитесь в магазин и купите к своему дню рождению пару десятков пластиковых стаканчиков (потому что лень мыть посуду после праздника), и ещё тысячу других мейд-ин-чайна-предметов, сэкономив при этом уйму денег и времени. Иногда я с улыбкой наблюдаю за иностранцами в Дарамсале. Девушка, от ушей до хвоста обвешанная тибетской символикой, весь день работает в волонтёрском центре и носит чупу. И после - всю ночь, вся такая красивая и свободная, отлично и очень по-западному проводит время со всеми вытекающими обстоятельствами (к слову, я не ханжа и уж точно последний человек, кому следовало бы говориь о семейных ценностях). Вот это я и называю неосознанностью. Либо, как вариант - лицемерием.

Я не говорю, что помогать материально - плохо. Я не говорю «не перечисляйте деньги на счёт ЦТА». Если вы верите, что лучшее оборудование в тибетских школах сделает школьников счастливее, а лучшие аппараты в больницах сделают стариков здоровее - флаг вам в руки. Но учтите - существует, к примеру, система спонсорства школ TCV. Вы можете спонсировать конкретного ребёнка или детей, помогать конкретной семье, поддерживать с ними контакт. Есть благотворительные центры, которые занимаются конкретными проблемами - политзаключёнными, сиротами, инвалидами. Но помните: эти же благотворительные центры существуют и в России. Так что если вам ну уж очень хочется пожертвовать деньги на благотворительность, можете, к примеру, заглянуть вот сюда.

Говорите о Тибете, изучайте историю Тибета, изучайте культуру и язык, попробуйте понять, чем действительно живы тибетцы и что такое Тибет помимо народных западных баек и китайской пропаганды. В конечном счёте, Тибету может помочь только Тибет. Мысль распухшего западного эго «я, успешный свободный человек помогу бедным тибетцам в их противостоянии» мало имеет отношения к помощи Тибету. Разве что к помощи самому себе - и это уже неплохо. Если вы это осознаёте. Прежде чем бросаться помогать конкретной стране - попробуйте начать со своей собственной и с мира в целом. Тибет - это сердце мира, воспалённое сердце. Но если откажут почки - то и электрический разряд не поможет запустить это сердце заново.

помощь Тибету

Previous post Next post
Up