Универсальное мышление -- это мыслительные азы для выполнения архитектурных требований к мышлению (
http://ailev.livejournal.com/1342372.html -- абстрактность, адекватность, осознанность, рациональность)
Древний принцип гласит: невозможно управлять тем, для чего неизвестна мера. Как же измерить мышление?
Деятельностный подход задаёт рамку - на основе оценок наблюдаемых изменений по результатам деятельности. Но оценки многообразны, часто привязаны к специфике деятельности и плохо переносимы между разными предметными областями и практиками.
Хочется кроме внешнего аспекта эффективности "насколько нажористо намазывается на хлеб" замерять внутренний - каков кпд преобразования рабочего времени и мыслетоплива группы голов в итоговом процессе принятия решений.
Возникает вопрос - как же соотнести мышление (групповое) с процессом принятия решений (также групповым). Предлагаю рассмотреть 3 категории действий в процессе принятия решений по изменению пространства вариантов:
- Уменьшение
- Сохранение
- Увеличение
Как видно, 4 категории нет) 1ую категорию назовём мышлением, 2ую - медитацией, 3ью - фантазирование.
Почему так: потому что в основе мышления лежит абстрагирование, разделение на важное и неважное, более предпочтительное и менее. Мыслить - значит уметь разглядеть и предъявить необходимость, что отсекает большинство вариантов, делает их нерелевантными. Медитация перпендикулярна деятельностью по принятию решений, это режим "поставь на паузу до удобного момента". Фантазирование проявляется через порождение новых ещё нерассмотренных вариантов, расширяющих текущее пространство решений.
Удивительно, но люди часто путают мышление и фантазирование - "я думал над этим и не придумал" - между тем как это разнонаправленные процессы! Мышление отнимает варианты, и тем самым экономит силы. Фантазирование прибавляет, и тем самым увеличивает рабочую нагрузку по их проработке.
Соответственно, как измерить мышление? Через подсчёт мыслительных шагов, которые удовлетворяют архитектурным требованиям: адекватности, абстрактности, осознанности, рациональности.
Адекватность - это указание на необходимость учитывать реалии мира вокруг:
- В физическом аспекте - вот законы, факты, эффекты. И нужно либо открывать новую физику, либо как-то уживаться с этой.
- В субъективном/деятельностном аспекте - вот люди и их потребности, выражающиеся в таких-то требования - и либо менять людей, либо находить новые способы удовлетворить те же потребности, либо всё-таки удовлетворить текущим требованиям.
- В техническом аспекте - наука располагает такими знаниями, инженерия располагает такими технологиями, в непосредственном доступе вот это и вон то. И либо работать с тем что есть, либо искать где найти чего не хватает, либо как произвести своими силами.
Абстрактность - это указание на способ разделения главного от второстепенного:
- Формула - указание на триединство алгоритма как вычислительного процесса (как преобразуются числа), прибора по его вычислению (где числа хранятся) и физического процесса, определяющего результат вычисления (что эти числа преобразует). Если буковкам в формуле не соответствуют размерности, это скорее всего это схема.
- Схема - определяется через взаимоотношение элементов, прописанное в легенде схемы. Если взаимосвязи обозначены не все, или нет легенды - то cкорее всего это не схема, а картинка из PowerPoint презентации.
- Дерево категорий - специализация общего понятия до частных с расстановкой акцентов где более интересные и менее интересные.
Осознанность - это учёт мыслителя и его операционного окружения в процессе мышления. В отношении предотвращения рисков проявляется как чеклисты и культура труда, в отношении открытости к новым возможностям проявляется как поддержка инициативы и рацпредложений.
Рациональность - подведение процесса принятия решений под формальные правила, выполнение которых может быть проверено в рамках постановки задачи. Рациональность проявляется в выявленных ограничениях и приёмах проверки удовлетворения этих ограничений.
Осталось понять, где брать state-of-the-art методы. Насчёт адекватности и абстрактности, думаю, лидируют физики и онтологи. В рациональности лидируют логики. В осознанности лидирует инженерный менеджмент.
Дорожная карта:
- Проиндексировать учебник системного мышления на предмет требований/схем/чеклистов/логических правил
- Соотнести их с известными трудностями в освоении системного мышления
- Вычитать концепты/приёмы из state-of-the-art упомянутых областей, расшивающих проблемные места
- Собрать материал в виде задачника и цепочек микротеорий
- Протестировать на занятиях по практике СМ в Кочерге
- Презентовать материал на семинаре ШСМ