Сергий Введенский
Если вы где-то услышали, по телевизору или интернету, что у православных начался Великий пост, будьте бдительны и внимательны, дабы всегда суметь в толпе ли, в очереди ли разглядеть постящихся набожных христиан.
Их узнать не очень и трудно: мрачные, недовольные, грустные лики украшают их переднюю часть главы, а одежды их по последней моде «дементор в печали». Короче, не трожьте их, не заговаривайте с ними, не пугайте их и уж тем более не раздражайте. Постарайтесь потупить взор свой долу, спрячьте уста ваши алые, недостойные, прикасавшиеся к пельменям третьего дня. А если в очереди за вами или перед вами в магазине стоит такой в черном с баклажаном в руках, а у вас в корзинке особая краковская, пиво да еще и сникерс, сразу же, немедля, скажите человеку в черном, что все сие для кошечки вашей больной, некрещеная она, мол, у вас и … тикайте, тикайте. Не искушайте понапрасну святых людей, у них и так психика сейчас нежная, а тут вы с особой краковской.
Речь сейчас пойдет о Посте, как вы догадались.
«Постимся постом приятным…»
«Пост - весна души».
По учению св. Астерия Амасийского, Четыредесятница (Великий пост) есть «учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения».
Пост, по учению св. Василия Великого, «рождает пророков, укрепляет сильных, умудряет законодателей. Пост - добрая стража души, оружие доблестных людей. Он отражает искушения, сожитель трезвости, основа целомудрия... Пост возносит молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями».
«Не одни уста должны поститься - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело». (Святитель Иоанн Златоуст)
Современная картина постящихся и их отношение к себе и другим, к сожалению, мало что имеет общего с сутью поста. Одни доводят себя (и своих близких) до голодного обморока и тщательно изучают на каждой упаковке список ингредиентов - не закралась ли туда грешная еда? Другие охают, что без мяса умрут, и в пост они не наедаются (кто не наедается в пост, просто-напросто не умеет и не хочет готовить). Третьи запасаются постными майонезами, тортами, мороженым и маслом на растительных жирах, морскими гадами (рыбу-то нельзя, а вот гадов можно, а еще в некоторых восточных монастырях мясо черепахи не считается ни за рыбу, ни за мясо, так что - смело в зоомагазин.). Воистину, искусен человек.
Целью поста является приближение человека к Богу, его встреча с Ним там, где Он и обитает, в сердце человека. Для этого, ввиду дихотомии человеческой природы, средствами приближения к Богу выбраны телесный пост и духовное делание (молитва, чтения Писания, исповедь и причастие), чтобы все в человеке - и плоть, и дух - начало вести «здоровый образ жизни».
Хорошо говорить о бедности, лежа на трех перинах, прекрасно философствовать о войне с бокалом виски у камина, еще лучше разбираться в военной тактике сидя перед голубыми экранами в очках 3Д - но все это пустое, ложь, тень, пыль. Оценить реально силу своего духа и тела возможно лишь посредством упражнений и жизненных событий. Все могут бросить пить, курить, материться до тех пор, пока не бросят… вот тогда-то оно и появляется. В разных плоскостях мы имеем разное наименование того самого - «ветхий человек», эгоизм, субличность… но суть этого одно - это подтверждение нашей слабости, греховности, испорченности. Мы не можем вот так просто бросить лелеять и баловать себя любимых. Это трудно, неприятно, неохота. Когда грязнее всего в доме? Когда бардака больше?Правильно - когда начали убираться, когда свет проник в комнату, и видно даже пыль в воздухе.
Начать даже не генеральную уборку, а просто пыль смахнуть со своего сердца является великим и трудным деланием, проще все занавесить, закрыть ставни и поставить нужное освещение, чтоб освещало только то, на что приятно смотреть - похвальные грамоты, выписываемые ежедневно самому себе.
Встреча с собой - страшна и ужасна, поэтому мы так суетимся. Поэтому вокруг нас все галдит, мы до смерти боимся тишины, потому что только в ней мы сможем услышать стуки своего сердца, которые кричат нам о жуткой аритмии во всех сферах нашей жизни.
Хотя бы изменение питания на здоровый рацион, на тот, что поддерживает силы (вместо того, который обеспечивает обильное заедание и запивание своих проблем), уже помогает человеку приблизить встречу с собой. С собой раненым, больным, слабым; хотя бы дать осознание, того, что ты болен и с этим надо что-то делать.
Появление свободного времени (а это неизбежное следствие здорового питания, ведь известно, что «после сытного обеда по закону Архимеда полагается поспать»), того самого, которого всегда не хватает; ограничение бесплодного совокупления с ТВ и прочими фейсбуковскими одноклассниками, дает человеку новые возможности решения своих проблем, развития, усовершенствования на новом тихом и комфортное поле своего бытия.
Многие помнят вкус детства, такой прекрасный и неповторимый: бабушкиных пирогов, хлеба с сахаром, варенья… Православие «вкусная» религия. Она не только изобилует широчайшим спектром вкусов и запахов (вспомните аппетитное «Лето Господне» Шмелева), она дает возможность человеку каждый раз, год за годом из поста в пост, из праздника в праздник ощутить ВКУС ЕДЫ! Вкус, который мы все не различаем, не ощущаем, не обоняем из-за различных майонезов, из-за того, что не умеем есть. Ведь еда - это таинство, принятие пищи - ритуал, и чем осмысленней оно, чем богаче осознание и благодарение Богу за него (ведь пища это «благодать Божья, ставшая материальной»), тем она полезней для души и тела. А подчас мы не едим, а лопаем химические элементы. Это в лучшем случае, а в худшем поглощаем желтый «Дом 2», или что там еще подадут на экране. Пост дает возможность вновь питаться как Человек, как Царь, как Первосвященник.
Хотите узнать новый вкус хлеба и чая? Хотите узнать, что за это можно благодарить больше, чем за шашлык? А главное испытать чувство счастья, искреннего, детского? Попоститесь, как писано в уставе, хотя бы два дня - и потом, вечером, после службы, возьмите кусок хлеба и стакан сладкого чая. А если вообще хотите экшен - чай без сахара, а хлеб намажьте вареньем.
Кто не постился, не знает вкус Пасхи - в прямом, переносном, духовном, психическом, гастрономическом, телесном смысле.
Пост показывает, насколько мало надо человеку, чтобы оставаться человеком.
«Ты ешь ради того, чтобы жить или живешь ради того, чтобы есть?» - спрашивали еще в древности мудрые.
Пост может ведь быть и в музыке, и в фильмах, и в книгах. Классическая музыка, старые добрые фильмы, хорошее чтение - все это открывает человеку новую реальность бытия, другой жизни, богатой жизни с избытком!
Но. Оставаясь со свободным временем, силами, трезвым умом и кучей проблем, которые уже не заслонены суетой сует, конечно же, начинаешь напрягаться. А теперь вспомним пошагово: НАПРЯЖЕНИЕ - РАЗДРАЖЕНИЕ - ГНЕВ - АГРЕССИЯ - разрушение себя или других. Поэтому необходимо к посту прибавлять духовное делание, которое может превратить энергию гнева в позитивную, созидательную. Вот почему нужна и молитва, чтобы просить у Бога сил и помощи в борьбе, самой трудной борьбой - с самим собой. Отнимете у взрослого дяди сигарету - и вот оно, кто кем управляет, кто от кого зависит и что определяет «нирвану».
Когда свой дом горит, какое дело до горящих домов других? Когда в больничной палате лежишь, вряд ли будешь смеяться над недугующим соседом. Когда в душе своей увидишь, что нет мира, что так еще много надо сделать, будешь ли строго судить тех, кто рядом?
Суть поста - найти себя настоящего. Не того, кого воспитали родители и слепил социум; не те маски, которые сотню раз в день меняются, да так часто, что уже совсем свое настоящее, истинное лицо не помнишь, лик стерся, осыпался. Нужен хороший и искусный реставратор - и пост (а осталось всего 43 дня, не так уж много для капитального ремонта рухнувшего храма души) хорошее подспорье, чтобы найти свое Я, Свой путь, Свои границы и Свою миссию на этой земле.
Каждый, наверное, не раз хотел начать жизнь с нового листа. Так вот оно, время благоприятное, так вот он, шанс, когда все для этого сложилось. Когда вам в помощь установленное Церковью время, когда идут службы, когда просыпается природа, и все подталкивает к оживлению, к росту, к процветанию. И даже если кажется, что от жизни, а то и от себя самого, остался пепел, но сердце почему-то все еще бьется… просто надо раскрыть крылья, оттолкнуться и взлететь.
Доброго путешествия! Удивительной встречи с Собой! И, напоследок, как напутствие - вот эти слова:
«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, - жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется. Оно не дается просто тем, кто беспечно, лениво ждет его прихода» (митрополит Антоний Сурожский).