На основе 18 случаев, в ходе которых немецкие бомбы упали возле техники, были выведены следующие радиусы уязвимости:
50 кг - половина (к этой интересной детали мы ещё вернемся) транспорта будет сожжена или серьёзно повреждена на расстоянии 9 м. Данное утверждение не учитывает защиту полученную в результате экранирования одной машины другой (screening).
Отдельный отчет с взрывом S.C.250 описывает радиусы более детально. Бомба упала около небронированных целей, в основном открытых грузовиков Bedford. Радиус полного уничтожения 21 м, а для повреждений, неподдающихся ремонту на месте (damage beyond repair in situ) 31 м.
Характер повреждений:
Довольно примечательно, каким образом различаются повреждения в случаях, неподдающихся полевому ремонту. Например, машины E. и H.
В случае с H., если осколки не зацепили бы экипаж, то игровой ремонт с этим справился.
Джип и мотоцикл возможно пострадали от пожара, который был вызван возгоранием топлива, разлившегося по желобу (транспорт стоял у дороги).
Авторы обращают внимание на то, что малое количество транспорта в зоне взрыва и их направление в сторону взрыва говорит о неоднозначности выведенных радиусов (радиусы завысили эффективность бомб?). При этом они отмечают, что радиус повреждений, неподдающихся ремонту на месте это нижний предел, так как существует вероятность нанесения подобных повреждений и за этими расстояниями.
Схема инцидента:
500 кг - также указывается лимит в 30 м. Довольно странно, что дается такое же значение для 500 кг бомбы. Возможно, это связано с ограниченным количеством инцидентов на расстояниях за пределами лимита.
1000 кг - хотя имеется информация лишь по одной бомбе, согласно отчету радиус уязвимости для небронированной техники не должен превышать 36.5 м.
Сравнение с испытаниями некоторых британских GP и MC бомб
Надо заметить, что бомбы были взорваны на расстояниях 9-18 м, и радиусы получены методом экстраполяции. Более того указано, что в пределах этих радиусов техника часто избежит серьезных повреждений.
Испытания TAF на Ashley Walk:
500 lb (226 кг) MC - 15.5 м для полного уничтожения; 27.4 м для повреждений, неподдающихся ремонту на месте. Если учесть, что отношение заряда к весу данной бомбы на 25% меньше по сравнению с S.C.250, то соответствие довольно близкое.
Наконец давайте вернемся к замечанию о том, что лишь половина машин будет уничтожена в пределах радиуса. Дело в том, что наблюдения выявили границы области разлета осколков. Если бомба при взрыве отклонена от вертикали, только часть осколков будет пролетать достаточно близко к земле, чтобы повредить двигатель или шасси транспортного средства.
Расчет с множеством допущений проилюстрирован далее. При угле 70° отклонения бомбы от горизонтали во время взрыва зона осколков поразит цели высотой 1.2 м на 4/9 от всей площади, ограниченной радиусом уязвимости.
Как видно зоны поражения сконцентрированы сбоку. На площади позади бомбы осколки уйдут ниже цели (в землю), спереди - выше цели.
Пожароопасность
Риск пожара невелик, если не считать прямые попадания. Из 19 случаев только 5 взрывов привели к пожару. При этом 2 из них не были прямыми.
Во многих случаях пробития баков осколками как на испытаниях, так в боевой обстановке не привели к возгоранию.
Источники:
Vulnerability of vehicles to bomb attacks, E.D. van Rest, 1943