Принято считать, что интеллигентные люди должны решать все проблемы миром.
Но иногда попытки урегулировать ситуацию мирным путем приводят к плохим последствиям - от ухудшения настроения до потери времени, денег и самоуважения. Всегда ли следует быть «хорошими»?
Мы обычно с осуждением смотрим на тетку, которая орет в автобусе. И ощущаем свое превосходство над ней, думая, что мы-то уж воспитанные и так поступать никогда не будем… А потом приходим на работу, выслушиваем выговор от начальника и засиживаемся допоздна без компенсации, только чтобы нас считали хорошими работниками.
Да, скандальных личностей, по любому поводу принимающихся выяснять отношения с окружающими, никто не любит. Но что получается, если мы спускаем ситуацию на тормозах?
Когда я еще только начинала работать в журналистской профессии, я старалась выполнять все прихоти редакторов, стеснялась обсуждать суммы гонораров и всячески демонстрировала свою лояльность. В результате меня стали воспринимать как безотказного сотрудника, которому можно поручать самую черновую работу, гонять по заданиям и при этом платить мизер.
Но со временем я поняла, что просто позволяю себя «иметь». И что если оставить все как есть, то придется постоянно гнуть спину за копейки и терпеть различные неудобства. Я научилась выражать свое недовольство. И, как ни странно, никто меня не уволил и не применил никаких штрафных санкций. Напротив, передо мной стали заискивать. Так, если бы я однажды не возмутилась, мне до сих пор пришлось бы писать статьи для моей основной работы по выходным, потому что редактор взяла моду присылать срочные задания в пятницу вечером…
Да, моя новая тактика срабатывала не во всех случаях. Очень часто мне отказывались идти навстречу, менять требования к текстам, повышать зарплату, гонорары и проч. Но если люди действительно были заинтересованы в моей кандидатуре, то они, как правило, шли на компромисс.
Почему невыгодно всегда быть «лапочкой»? Потому что, видя, что вы на все соглашаетесь, люди рано или поздно решат, что могут на вас «ездить» так, как им хочется, не учитывая ваши собственные интересы. Выразив свое отношение к ситуации, вы заставите их если не бояться себя, то по крайней мере считаться с вами.
Во всех ли случаях надо отстаивать свои права при помощи агрессии? Нет. Напротив, делать это следует, лишь если вы не видите для себя иного выхода.
Для начала можно попробовать договориться без «драки». Допустим, шеф вот уже третью субботу подряд требует, чтобы вы выходили на работу сверхурочно. Попытайтесь спокойно объяснить ему, что для вас это неприемлемо, вы хотите в свой выходной побыть с семьей и вам необходимо заняться домашними делами. Если вы видите, что понимание не достигнуто, проявите твердость, сказав: «На каком основании вы заставляете меня трудиться в субботу? В нашем контракте о необходимости переработок ничего не сказано». Напомните о том, что за сверхурочный труд полагается дополнительная оплата. Ее нет? Значит, никто не имеет права вынуждать вас работать в этот день. Не обязательно кричать, просто говорите твердо. Конечно, вам могут пригрозить увольнением, но нужна ли вам работа, где постоянно нарушают ваши права?
Часто должный эффект производит именно «холодная» агрессия, без излишних эмоций и оскорблений. Вы требуете объяснить, на каком основании вам не выплачивают деньги, не предоставляют нужные документы или информацию, не удовлетворяют ваши нужды. Желательно прежде, чем вставать на тропу войны, сделать «домашние заготовки», чтобы не растеряться в нужный момент. В отдельных случаях оптимальным вариантом является отсылка претензии на е-мейл. Плюсы очевидны: во-первых, вы без помех сможете изложить свои претензии, объяснить, что вас не устраивает, во-вторых, у вас есть время обдумать содержание письма и не наломать лишних дров.
Человек чаще всего приобретает репутацию скандалиста, поскольку его претензии не выглядят аргументированными. «Я такой хороший, поэтому вы мне должны!» - это не аргумент. Задумайтесь, что вы можете сказать в свою пользу, чтобы ваше требование было выполнено. Например, если вы хотите попросить больше денег за свою работу, скажите: «Объемы моего труда значительно превышают ранее оговоренную оплату, поэтому я требую пересмотра финансовых условий». Также перечислите дела и обязанности, которые вам пришлось или приходится выполнять.
Избегайте обзывать собеседника, награждать его какими-либо нелестными эпитетами. Если вы бросаетесь оскорбленями, значит, у вас в запасе нет серьезных аргументов, подкрепляющих ваши требования. Вы можете выразить отношение к ситуации, допустим: «Ваша контора выжимает из людей все соки и не выполняет своих обязательств». Но не стоит бросаться выражениями «Ваш шеф орангутанг», «У него психическое обострение» или «Передайте вашим сотрудникам, что они троглодиты».
Лучше выражать претензии в безличной форме. К примеру: «Когда ваше руководство кончит мотать мне нервы?». Но не «Когда вы, Иван Иванович, кончите мотать мне нервы?» Люди обычно более болезненно воспринимают ругательства, обращенные лично к их персоне, чем к сообществу или организации, куда они входят. Избегайте также упоминать в ругательствах конкретные личности, например, директора, поскольку ему могут передать, как вы его обзывали, и тогда результат может быть совсем не тем, что вы ожидали.
Учитесь обосновывать свои требования к другим и отстаивать свои права и границы в умеренно агрессивной, но не ругательной форме. И тогда вы сможете строить отношения более успешно.
Жанна Казакова