Для того, чтобы проникнуться культурой любого народа, следует познакомиться не только с историей, но и со сказками. Ведь они прекрасно отображают культурные особенности народа. Сказки несут ту или иную мораль, мудрость, поучительный урок, финские сказки не стали исключением из правил и тоже учат, но скажем прямо, как-то своеобразно учат. После прочтения некоторых сказок порой задаешься вопросом: "А какова была мудрость?". Это объясняется тем, что для понимания финских сказок, необходимо для начала немного узнать самих финнов, особенности их менталитета, характера, поведения. После изучения этих аспектов будет гораздо проще и легче понять суть финских сказок.
Финские народные сказки
Одной из самых популярных народных сказок является −"Веселый Матти". Для того, чтобы у вас сложилось свое представление о сказке, мы предлагаем сначала вам прочитать ее.
Жили старик со старухой. Было у них два сына. Старшего звали Тойво. Хороший он был, работящий, только очень уж хмурый. Никогда не засмеется, никогда не запоет, одно знает - трубку курит, дым пускает. Рыбу на озере ловит - молчит, сосну в лесу рубит - молчит, лыжи мастерит - молчит. За это его и прозвали Тойво-неулыба.
А младшего звали Матти. Хороший он был парень. Работает - песни поет, разговаривает - весело смеется. Умел он и на гуслях-кантеле играть. Как начнет струны пощипывать, как заиграет плясовую - никто на месте не устоит, у всех ноги сами собой в пляс идут. За это его все и звали Матти-весельчак.
Поехал раз Тойво в лес по дрова. Отвел сани в сторону и давай рубить. Пошел по лесу стук да треск.
А возле сосны медвежья берлога была.
Проснулся хозяин-медведь:
- Эй, кто стучит? Кто мне спать не дает?
Вылез из берлоги, глядит: парень сосну рубит, щепки из-под топора во все стороны летят. Ух, рассердился медведь:
- Ты зачем в моем лесу стучишь, спать не даешь? Зачем куришь-дымишь? Вон убирайся! Да как встанет на дыбы, да как хватит Тойво лапой - только куртка затрещала.
Тойво от страха топор выронил, сам по снегу покатился, перекувырнулся да прямо в сани и повалился. Испугалась лошадь, дернула и понесла сани по сугробам, по пням, по полянам да и вывезла Тойво из леса.
Приехал Тойво домой - ни дров, ни топора, куртка разорвана и сам еле жив. Ну да что поделаешь? А дрова-то нужны - печку топить нечем.
Собрался в лес Матти-весельчак. Взял топор да кантеле, сел в сани и поехал. Едет - играет и песню поет.
Приезжает Матти-весельчак в лес и видит: стоит сосна, с одного боку надрублена, а рядом на снегу топор лежит.
«Эге, да это же мой братец Тойво рубил!»
Отвел Матти сани в сторону, поднял топор, хотел было сосну рубить, да раздумал: «Дай-ка сначала на кантеле поиграю - веселее работа пойдет!» Вот какой он был, Матти-весельчак!
Сел на пенек да и заиграл. Пошел по лесу звон. Проснулся медведь-хозяин:
- Кто это звенит? Кто уши мне щекочет?
Вылез из берлоги, видит: парень на кантеле играет, шапка на затылке, брови круглые, глаза веселые, щеки румяные - сам песню поет.
Хотел медведь на Матти броситься, да не смог: ноги сами в пляс так и просятся - удержу нет!
Заплясал медведь, заухал, заревел:
- Ух, ух, ух, ух!
Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит:
- Эй, парень! Научи меня на кантеле играть!
- Можно, - говорит Матти-весельчак. - Отчего не научить?
Сунул кантеле медведю в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам - ох, как скверно играет!
- Нет, - говорит Матти, - плохо ты играешь! Надо тебе лапы тоньше сделать.
- Сделай! - кричит медведь.
- Ну, будь по-твоему!
Подвел Матти медведя к толстой ели, надрубил ее топором, в щель клин вставил.
- Ну-ка, хозяин, сунь лапы в щель да держи, пока я не разрешу вынуть!
Сунул медведь лапы в щель, а Матти топором по клину как стукнет! Вылетел клин, медведю лапы-то и прищемило. Заревел медведь, а Матти смеется:
- Терпи, терпи, пока лапы тоньше станут!
- Не хочу играть! - ревет медведь. - Ну тебя с кантеле твоим, отпусти меня!
- А будешь людей пугать? Будешь из лесу гнать?
- Не буду! - ревет медведь. - Только отпусти!
Загнал Матти клин в щель, вытащил медведь лапы и скорее в берлогу забрался.
- Смотри, - говорит Матти, - не забудь свое обещание! Не то приеду - напомню тебе!
Нарубил Матти полные сани сосновых дров и поехал из лесу. Едет, сам на кантеле играет да песни поет.
Вот он какой, Матти-весельчак!
С тех пор медведь на людей перестал нападать. Как услышит голос да стук топора, думает: «Уж не Матти ли приехал?». И лежит в своей берлоге тихо да смирно.
© Марианна Курки
продолжение следует...
И какое сложилось у вас впечатление? Не правда ли, по началу сказка очень похожа на русскую сказку, но это только по началу. Как и принято в сказке, тут есть противопоставление образов двух персонажей, братьев, которые абсолютно разные по характеру. Один представлен храбрым и находчивым весельчаком, другой же, молчаливым трусом, что странно, так как сами финны по натуре молчаливые люди (зачем же себя изображать трусом?). Возможно, автор сказки как раз на это и хотел сделать акцент. Мол, не будьте такими, улыбайтесь и раскрепощайтесь. Получается, что мораль сказки заключается в том, что нужно быть веселым, смелым, находчивым, а также уметь что-то хорошо делать, чтобы в нужный момент применить свое мастерство. В данном случае, Матти помогло проучить медведя именно его мастерство игры на кантеле: "Будь смелым и делай свое дело".