Хихус о комиксах, образовании, терпимости и дуракавалянии

Jun 08, 2011 18:44




© Xixyc.Ru

Хочу вам признаться: я большая поклонница комиксов. И в некотором роде даже жертва - с тех пор, как мой сын полюбил «Спайдермена». Поэтому, когда прочла в новостях о том, что скоро в России откроется первая в России кафедра комиксов, поняла: это - моя тема. И договорилась об интервью с «виновником торжества» - художником Павлом Сухих (aka xixyc). Оказалось, что искусство комикса и образование связаны гораздо теснее, чем может показаться на первый взгляд. А сами комиксы - это не просто веселые картинки.

- Мне очень нравится, что мы встретились и поговорим об образовании, потому что сегодня, с одной стороны, все хотят учиться. Но с другой - судя по тому, сколько людей работает совершенно не по той специальности, на которую учились, можно сделать вывод о несоответствии образования и реальных рабочих мест. Интересно, а рисовальщик комиксов сегодня востребован?

- Если говорить именно о рисовальщике, он точно востребован и весьма хорошо. Любое кино, рекламный ролик, визуальный киноряд начинаются с того, что рисуется комикс - раскадровка. Хороший раскадровщик ценится на вес золота и может за ночь легко заработать несколько тысяч долларов. Почему за ночь? Агентство может вечером придумать идею и звонит мне в истерике, т.к. утром надо показать 5 вариантов сценария клиенту.

- И они обращаются к тебе?

- Часто ко мне, но мне самому уже не интересно заниматься такими заказами, и я отдаю своим ребятам похалтурить.

- До появления твоей кафедры в Московской финансово-промышленной академии как же раньше учились рисовать комиксы?

- Самообразование. Я, абсолютно не стесняясь, скажу, что мой фестиваль «КомМиссия» сделал очень много для обучения комиксу. Тут важно еще договориться о терминах. Комиксы рисуют в Америке, в Японии рисуют мангу, во Франции - bande dessinée, это все - абсолютно разные вещи, и читатели у них тоже абсолютно разные. Для нас отличный термин придумала Людмила Петрушевская - «рисованные истории». Наш фестиваль объяснил, что это серьезный вид искусства, и никто больше не кричит, что мы рисуем картинки для дебилов. И когда в очередной раз мы стали подумывать о том, чтобы фестиваль закрыть, огромное количество участников стало бить себя пяткой в грудь и кричать, что «КомМиссия» - единственный шанс для молодых художников начать карьеру.

- Ты возглавил кафедру. По какому принципу ты будешь принимать студентов?

- Мы открываемся как кафедра на факультете дизайна. И, к моему великому удовольствию, человек, поступивший получать полное высшее образование, получит и корочку, в которой будет написано: «Образование - дизайнер-график, специализация - комиксы, манга».

- А поступают к вам через экзамены?

- По-моему, требуется только ЕГЭ. Какой-то отбор есть, но не думаю, что слишком серьезный.

- Тогда скажи, как человек, который будет учить тех, кто сдал ЕГЭ. Для тебя, например, важно знание абитуриента о том, каким по счету помещиком в «Мертвых душах» был Манилов. Есть ли у тебя набор понятных тебе критериев, по которым человек может стать художником?

- Сегодня этот процесс абсолютно экспериментальный. Конечно, я бы установил некие критерии собеседования. Но пока мы просто пытаемся понять, что вообще из этой идеи получится.

- Такая кафедра - это же первый опыт в России?

- Да. Я был в таких школах, например, в Японии и во Франции, у них тоже очень разные подходы. В некоторых - просто башляй и ходи на уроки, а в некоторых очень жесткий отбор. Все зависит от того, что хотят получить на выходе. Что касается нас, то, скажу честно, мне пока не понятно, какой будет выхлоп.

- Ты говоришь, что можешь любого научить рисовать комиксы, потому что главное - умение рассказать историю.

- Отлично, что ты вспомнила эту фразу! Потому что это великолепный пример выборочного цитирования. Это только половина фразы, которую я говорил в интервью. Вторая половина: я не могу гарантировать, что все, кого я научу рисовать комиксы, будут рисовать хорошо. Как и ВГИК может любого научить снимать кино, но не факт, что кино будет хорошим.



Илл. к книге Хихуса «Космогонево» © Xixyc.Ru

- Ты сказал, что будешь давать студентам возможность работать в процессе обучения. Ты считаешь, что рисованные истории - это та профессия, которой нельзя учиться в теории? Или заранее хочешь развивать этот рынок? Потому что он же сейчас достаточно закрытый и специфический.

- И то, и другое. Я сам всегда предпочитаю учиться в бою. Вот сейчас я снял свой первый документальный фильм, вообще не умея этого делать. Привлек людей, которые умеют и в процессе съемок учат меня. И, кстати, понял, что я - не режиссер-документалист и никогда им не буду.

- В комиксах, как правило, есть поучительная составляющая. Но я знаю, что ты пытаешься языком комиксов доносить такие важные идеи, как антифашизм и толерантность, - а это достаточно серьезно. Расскажи про свой проект «Респект».

- Мой ответ будет состоять из двух пассажей. Первый - о том, как при помощи комиксов разговаривать об очень серьезных вещах.

Мы попытались заниматься с детдомовцами, разобраться в их проблемах и понять, что им нужно. Для начала выяснили, что им не нужны подарки. Спонсоры навезли столько, что дети вообще не понимают, что вещи стоят денег. Ношеные майки не стирают, а выбрасывают, потому что маек у них 10 ящиков. От этого только хуже. Самая серьезная проблема заключается в том, что, когда дети в 16-17 лет выходят во взрослую жизнь, они находятся в абсолютной социальной дезориентации. Уверены в том, что чай появляется в чайнике в 9 утра. А когда он не появляется, сидят и ждут, пока появится. Они никогда не слышали слов «сантехник» или «ЖЭК», и, если прорывает трубу, затыкают ее руками и не знают, что делать. Психологи пишут для них отличные брошюры, но они не читают: «ниасилил, многа букаф». И тогда мы - раз! Впиливаем на эту тему комиксы! И все счастливы! И социальные педагоги, и дети. Потому что, если ты придешь к ребенку и скажешь: «Давай поговорим о социальной адаптации», то он, естественно, покрутит пальцем у виска. А если ты дашь ему книжку, в которой он узнает своих сверстников, ребенок охотно будет об этом говорить.

Мы сделали, например, комиксы об автомобилях. Потому что многие выпускники детдомов мечтают купить машину на положенные им при выходе 100 тысяч. Но из 20 детей только 5 знали, что к машине нужны права; никто не знал слов «КАСКО», «ОСАГО» и «техосмотр»; ни один не представлял, сколько стоит бензин. То есть представление об автомобиле было, как в мультике: сел, поехал, и все зашибись! Мы собрали все типичные неприятности, в которые попадают дети из детдомов. Потом собрали разные истории взрослых выпускников, которые уже прошли через эти проблемы. И сделали историю про двух мальчиков, которые сначала попали во все неприятности с автомобилем, а потом выкрутились.
Может быть, только при помощи комиксов ребята из детдомов сразу и не поймут, что им дальше делать в жизни. Но социальные педагоги, которые раньше не могли найти точек соприкосновения, через комиксы великолепно находят каналы коммуникации.

Теперь про «Респект». Началось все с того, что мне уже «нацики» как-то настучали по голове.

- Они что, хотели настучать конкретно тебе?

- Нет, это была очень странная история. Меня атаковал человек с кастетом, который кричал: «Таким, как ты, не место на земле! Таких нужно уничтожать!» Это было посреди белого дня на Таганке.

Когда мне зашили башку в «Склифе», первая реакция у меня была - схватить бейсбольную биту и дать сдачи. Потом, когда я немножко остыл, друзья мне сказали: «Ну что, ты теперь битой пойдешь гонять подростков?! Ну, переломаешь ты трем подросткам конечности, и что, это решит проблему?!» И я понял: нет, не решит. Я начал все глубже и глубже закапываться в эту проблему. И когда дело дошло до того, что я получил грант от Евросоюза, и мы провели несколько очень крутых тренингов, я вдруг понял, что вообще не хочу рисовать комиксы в концепции фашизма-антифашизма. Меня вот эта дуалистичность - либо ты фашист, либо антифашист - совершенно не устраивает.

Я специально собрал комиксистов с открытым мышлением из разных стран, чтобы мы вместе поразмысли о проблемах миграции.



© Участник проекта «Респект» Хосе Антонио Берналь (Испания), Респект: Комиксы из разных стран

Сейчас на земле все культуры начали резко перемешиваться, и уже создался фарш, который можно сколько угодно лупить бейсбольной битой и требовать, чтобы он расползся обратно на свинину и говядину. Но такого не будет. Надо как-то учиться в этом фарше существовать. И толерантность в чистом виде меня не устраивает, потому что я и сам могу в лоб дать, если мне сильно что-то не нравится.

- В современном, полном агрессии мире, когда тебе дают в лоб, не дать в ответ и говорить о толерантности - это означает просто быть трусом.

- Да и слово само по себе в этой стране никакого смысла не несет. Подросток все время слышит от взрослых: «Толерантность - это хорошо!» А что это такое? Это значит, все надо принимать?! Я не собираюсь все принимать! Мне самому многое не нравится.

Мы назвали проект «Респект» потому, что все начинается с самоуважения. Человек должен относиться к себе с уважением и не ждать, пока ему сообщат готовые мнения. Почему фашизм так популярен в мире? Потому что дает на все вопросы очень простые ответы: здесь - наши, здесь - чужие. Бей чужих, и нашим будет хорошо!


   

© Участник проекта «Респект» Алим Велитов (Москва), Респект: Комиксы из разных стран

В проекте «Респект» мы не ставим задачу дать простые ответы. Но мы бы хотели, чтобы молодежь задумалась. Потому что статистика у нас ужасающая: около 40% симпатизируют националистам, 5% придерживаются радикального антифашизма и примерно 60% молодых людей все абсолютно пофигу - они считают, что такой проблемы вообще не существует.





© Участник проекта «Респект» Александер Гельнер (Берлин), Респект: Комиксы из разных стран

- Комиксами, получается, можно объяснить очень многие вещи. В новую школьную программу скоро, например, будет входить предмет «Россия в мире». Как бы ты его нарисовал?

- Был такой хороший советский анекдот: «С каким древним богом ассоциируется СССР? - С Амуром. - Почему с Амуром? - Потому что весь голый и обвешан оружием». Вот у меня какая-то такая ассоциация (смеется). Это бы какая-нибудь трагикомическая история получилась.

А если серьезно, мне сложно ответить на этот вопрос, потому что я - всемирный человек. За границей в основном о России имеют фантастические представления или вообще никаких. И никто не верит, что я русский. Они говорят, что таких русских не бывает, потому что русские никогда ни с кем не разговаривают, держатся плотной толпой, недружелюбные и все время пьяные.

- Ты с помощью комиксов как раз мог бы развенчать этот стереотип. Потому что люди же меняются, русские уже давно и дружелюбны, и интегрированы. США, например, очень много денег и сил вкладывают в имидж страны. И о том, каковы американцы, весь мир узнает из кино и отчасти из комиксов. Сообщество людей, которые рисуют комиксы, может оказать огромное влияние на формирование взглядов на нас извне. Я права?

- Этим мы и пытаемся заниматься. Доносить через комиксы какие-то наши идеи до молодежи. Наша цель - не навязать им что-то, а сделать так, чтобы они сами задумались. Я этим очень активно и много занимаюсь. Мы организуем детский лагерь…

- Да, я знаю о нем. Творческий лагерь для детей - это очень интересно.

- Сначала мы участвовали в проекте «Перекресток» и занимались трудными подростками. Но разочаровались, поскольку смена в лагере проходит всего 2 недели, и только к концу второй трудные дети или дети из детдомов привыкают к тому, что их воспринимают всерьез, с ними разговаривают. За 2 недели ты их вытаскиваешь куда-то, а потом они возвращаются в старую среду, и им становится еще хуже.

Поэтому мы начали проект «Будущее сегодня» для творческих детей с запросом на развитие, где мы специально смешиваем детей из очень разных социальных слоев и мест. Но общее требование - чтобы ребенок сам хотел творческих процессов. Таким «умникам» сложнее жить, чем классическим «трудным»: у них есть запрос на общение, развитие, но среда сверстников их не принимает. А ведь это могут быть и наши будущие лидеры. Хулиганам в плане социализации куда проще. (смеется)

- Ты понимаешь, чего не хватает современной школе? Почему на Западе педагогов, которые выглядят, как ты, можно встретить сплошь и рядом, а у нас это невозможно?

- Это случилось, когда все хиппи поняли, что, бегая по улицам голышом и объевшись ЛСД, невозможно изменить мир. Для этого нужно идти в школы и работать с детьми. Я очень серьезно занимался школьным образованием. У меня совершенно четкий посыл. Меня самого вырастили коммунары в лагере «Форпост», поэтому я такой веселый и активный. Выпускников «Форпоста», кстати, я до сих пор встречаю по всему миру. Нас учили быть активными, брать на себя ответственность, учили, что нет нерешаемых ситуаций - надо только посмотреть на них с другого бока. Всеми этими вещами я активно пользуюсь. И сейчас я отдаю свои долги. Я считаю, что те 30 «активников», которых я выращу в этой стране, точно что-то изменят.

- Согласна с тобой. «Если из Франции уедет 300 человек, Франция станет страной идиотов». Это касается и любой другой страны тоже, меньшинство двигает большинство, и 30 человек могут очень многое решить.

Следующий вопрос. Когда в Общественной палате мы обсуждали использование технологий в образовании, блоггер fritzmorgen предложил отменить уроки и превратить учебу в компьютерную игру с заданиями, квестами и т.п. Кто выполнит все задания, переходит на следующий уровень. У современных детей, сидящих в интернете, меняется мышление, они не готовы воспринимать длинные монологи, потому что внимание держится в течение определенного отрезка времени. Как думаешь, обучение через игру может заменить традиционное?

- Мы этим занимаемся, проводим серьезные тренинги. Я, например, предложил такую идею. Когда ты пользуешься поисковыми системами, они быстро запоминают, что тебе интересно, и потом дают подходящие предложения. Я предложил написать программу-преподавателя. Она будет персонально настраиваться на ребенка, запоминать, что ему интересно и, основываясь на опыте преподавания, через игру давать ему все более и более интересные вещи.

- Думаешь, за этим будущее?

- Абсолютно. Но при этом на наших тренингах мы четко поняли, что остаются вещи, которые мы машине доверить не можем. Это социализация, друзья, этика и т.д. - то, чем должен заниматься живой педагог.

Я представляю себе школу будущего таким образом. У каждого человека с самого рождения есть программа-педагог, которая его направляет, обучает и загружает знаниями; и есть живой наставник, который занимается с группами детей практическими вещами и вводит их в реальную жизнь.

- Каковы три главных отличия твоего лагеря от лагеря в обычном восприятии бывшего советского школьника?

- Во-первых, у нас - полноценная ролевая игра. Мы все высадились на другую планету и должны научиться выживать. Не приготовил себе обед - будешь сидеть голодным.

- В твоем лагере еще и учат готовить?

- Да. Готовить свою жизнь и брать на себя ответственность. (смеется) Второе - это бесконечное количество творческих мастерских. Дети все время жалуются: «Как же вы сделали так, что одновременно проходят боевые искусства и съемки фильма?!» А вот учись выбирать! Жизнь коротка, надо успеть выбрать.

То, что мы делаем, мы называем фасилитаторством (facilitation (англ.)). Это не обучение, а создание креативной среды. Например, мы делаем мультики в лесу. Это не значит, что из детей готовят аниматоров. Мы показываем, как это делается, и если одного ребенка это увлечет - отлично! А остальные просто развлекутся и что-то поймут в своей жизни. Мы не даем рыбу. Мы не создаем готовых рыбаков. Мы пытаемся каждому ребенку дать возможность подержаться за удочку и понять, как рыба ловится.

- А третье отличие?

- А третье - это веселое дуракаваляние как принцип жизни. У нас никто никуда не обязан ходить. Хочешь все время сидеть у палатки? Сиди, хотя это и ужасно глупо.



© Хихус

- Ну и последний вопрос. Если бы ты про меня рисовал комикс, я бы на кого была похожа?

- На Чебурашку! (смеется)

- Спасибо! Теперь я буду пожизненно бесплатно одеваться в Bosco! Думаю, это прекрасный конец интервью!

культура, общество, образование

Previous post Next post
Up