Недавно по довольно странному поводу пришло в голову, что каррас вполне может быть основан на преодолении, ну там боли, траблах всяких, на чем угодно, где надо собраться и все преодолеть до полного венсеремоса. Но самый факт преодоления не гарантирует дружбу и любовь по окончании действа, потому как каррас и есть. А вот что до конца сплачивает - так это общее пространство понимания, если угодно, общий текст, возникающий в процессе сосуществования, а проще и чище всего он ловится в общем чувстве смешного. Ну да, человек - животное смеющееся и так далее. Друг - это не исключительно тот и только тот, кто поможет тебе в трудную минуту, тут дело ситуативное, потому что всякое бывает, и помочь может просто добрый самарянин, а лучший друг в этот момент будет торчать в командировке в другом городе или валяться с температурой под 40. Друг - это человек, безусловно опознающийся по ряду параметров, в числе которых для меня - насколько вам комфортно с ним в зоне смеха и в зоне молчания.
Поэтому в прекрасном тексте Новеллы Матвеевой про лодку и Гека Финна вариант Матвеевой мне как-то ближе, чем камбуровский. Как-то человечнее, хотя и не такой изысканный, куды... ни тебе "усов световых систем", ни расширения внешнего пространства ("на попутных и встречных плотах")...
И все ему на реке слышны
Остроты встречных плотовщиков...
Спросите: а чем они так смешны?
И смысл у них каков?
А просто - смех на реке живёт,
А просто - весело ночью плыть
Вдоль глухих берегов,
По реке рабов,
Но в свободный штат, может быть!
Вдоль глухих берегов,
По реке рабов,
Но в свободный штат, может быть...
В этом варианте Гек не отделяется от смехового пространства ночной реки, при этом явно противопоставлен стороннему наблюдателю, который не врубается в шуточки плотовщиков. И в свободный штат, "может быть". Вот за эти внезапные оговорочки, присадки я так и люблю Матвееву. "А может, и не увидишь".
И все на попутных и встречных плотах
Остроты ему слышны,
И Гек прислушивается, привстав
(Они ему тоже смешны)...
Но один, один - до того один!
Да и я - до того одна!
И мысли тихие наши легки...
Ведь нет, Гек Финн, у твоей реки
Ни берегов, ни дна...
И вот это "тоже" как-то ясно дает понять, что Гек вне этого пространства, он как будто дорисован сверху, вписан в пейзаж. Может, когда-то и плыл некий гопник Гекльберри на плоту по речке, фиг его знает, но вот этот Гек совершенно точно мыслеконструкт, теневой призрак в пространстве реки, а коль так, тут уже можно и пейзаж утонченнее подобрать, и штрихи позатейливее. Ну и вообще ОБВМ разрастается до полного потопления в тумане бытия и безысходного одиночества... ой, что-то я гоню... В общем, первый вариант мне нравится больше, да к тому же эта чертова "Лодка" меня уже сколько лет мучает, отпустить не может, именно сопоставлением текстов.
И соответственно, если вы прерываете с кем-либо дружбу, вы всегда остаетесь в каррасе общей беды, то есть ты должен прийти и помочь, что бы между вами ни случилось. Но в зоне смеха каррасов нет. Право на совместный смех, на общий внутренний карнавал и приколы - это право свободного и обоюдного согласия, и чем крепче была ваша связь, тем хуже оборачивается дело. Ключи, вверенные друг другу когда-то, после прерывания общего текста становятся отмычками и ломают замок; не распахивают двери, превращая отдельные камеры в общее пространство, а еще крепче блокируют взаимное одиночество двух бывших друзей.
========================================
С другой стороны, в свой обеденный перерыв я могу думать о чем захочу. В этом прелесть нормированного рабочего дня. Часть времени продается нанимателю, но все непроданное - бесконтрольно.