Мое первое знакомство с Харуки Мураками состоялось около пяти лет назад. Это были две книжки в мягкой белой обложке со странным названием "Страна чудес без тормозов и Конец Света". Первую книгу я прочитала взахлеб, не останавливаясь. Половину второй также. А потом - как отрезало. У меня напрочь пропал интерес и к самой книге, и к писателю. До сих пор не очень понимаю, что тогда произошло.
Сейчас я принялась за Мураками уже в соответствие с планом чтения. Прочитала так называемую "Трилогию Крысы" ("Слушай песню ветра", "Пинбол 1973" и "Охота на овец") и закусила "Дэнс, дэнс, дэнс", которую связывал с предыдущими тремя главный герой.
Накал страстей, запутанность и иррациональность сюжета нарастает от книги к книге. В первой книге сюжета почти вовсе нет. Это описание некоторого периода в жизни главного героя. Герой молод, слегка замкнут, склонен подолгу размышлять на какую-то отдельно взятую, казалось бы, мелкую и невнятную тему, периодически зацикливается на каких-то объектах. Он суматошно движется по своей жизни без цели и смысла. Встречает каких-то людей. Теряет каких-то людей. Пьет много пива. Слушает музыку. Сложно сказать, отчего после этой книги интерес к нему не пропадает, а, наоборот, увеличивается. Вторая книга едва ли не более бессюжетна. Главный объект внимания - пинбольный аппарат какой-то очень специфической модели. Жизнь главного героя уже начинает попахивать нечеловечностью. В том смысле, что он уже отрешен от реальности, совершает иррациональные поступки, живет не вопреки законам логики и повседневности, а просто их игнорируя.
К третьей книге особенно остро проявляется зацикленность героя на каких-то предметах. То там, то здесь встречаются долгие рассуждения о китовом пенисе, который он, будучи маленьким мальчиком, наблюдал в океанариуме. Еще где-то пятая часть книги посвящена ушам подружки главного героя. И еще треть - овцам.
В "Охоте на овец" уже появляется запутанный сюжет с несколько неожиданным финалом. Здесь же начинается сюр. События достигают высокой степени иррациональности, но главный герой воспринимает их с тем же спокойствием, что и любые другие реалии своей жизни. Овца, вселившаяся в человека, и необходимость искать её для него, кажется, столь же реальны, как работа переводчиком и ужин в кафе рядом с домом.
"Дэнс, дэнс, дэнс" как мне показалось, книга несколько более спокойная, чем "Охота на овец", но и более безумная.
Вообще все книги кажутся на удивление искренними. Кажется, что герой обращается не к нам, а ведет непрерывный внутренний диалог. Он сам по себе, одинокий, неприкаянный, такой же как все и в то же время крайне необычный тип. Он ищет смысл жизни, он ищет смысл смерти. Но в его поисках почти нет страсти, порыва, в котором бросаются во все тяжкие. Хотя глухое отчаянье иногда проскальзывает. А еще в трилогии Крысы почти (или совсем?) нет имен. Главные герой, его друзья, девушки, с которыми он спит, обозначаются общими словами: "подруга", "человек в черном", "профессор-овца", "мой друг" и т.п. Не знаю, как бы это трактовали психологи или литературные критики, но мне кажется, что дело здесь в том, что он сознает (если не разумом, то подсознанием) быстротечность и переменчивость жизни и ни к чему старается не привязываться. Когда мы называем кого-то по имени, как правило, это нас привязывает крепче, создает более плотную связь.
Пост написан в рамках проекта самообразования "
Книжная полка"