Обзорная фотоэкскурсия по музею Кабардино-Балкарской республики, который в прошлом году отметил своё 90-летие.
У музее 37000 единиц хранения археологической коллекции, 3000 - этнографической, 6000 - нумизматической, невозможно всё охватить в одном репортаже, скорее всего у меня будут еще, а в этот раз я сосредоточился на общих планах залов музея, снятых на фишай), в полный размер даны рисунки экстремистов 16-го века и участников незаконных вооруженных формирований 19-го, советских обещаниях мусульманам в борьбе против врагов трудового народа, а также подарки братских арабских монархий.
1. Музей был основан в 1921-м году и расположен в этом угрюмо-сером здании на улице Горького:
2. Сразу после входа мы попадаем в небольшой вестибюль. Слева - стол кассира, где за 50 рублей мы получаем входной билет (фотографирование стоит тоже 50 рублей; за последние 12 лет цены были подняты в 3,5 раза) и начинаем осмотр.
Из двери справа мы выйдем, когда закончим осмотр первого этажа и пойдем для продолжения на второй. Внимательный читатель также сможет также заметить потайную дверь гардероба.
3. Первый зал рассказывает о климате, почвах, геологии. Центральные экспонаты - камни.
4. Второй зал посвящен флоре КБР - лекарственные и ядовитые травы, кормовые растения. В проходе виден первый зал и огромная карта КБР.
5-6. Фауна в третьем зале, чучела животных.
7. Тур кавказский
8. Сип белоголовый
9. Четвертый зал, археологические находки до 15-го века. Среди экспонатов есть, например, кости южного слона времен палеолита.
10-11. Этокский памятник, обнаруженный русскими в 18-м веке. История его туманна и загадочна, исследователи его датируют как минимум 12-м веком, а максимум 4-м, а в музее приклеена табличка, что это одно из древнейших свидетельств пребывания кабардинцев в регионе.
12. А это фрагмент карты расселения кабардинцев в 14-15 веках, по данным археологии (названия населенных пунктов даны по советскому периоду). В далекие времена адыги населяли равнинные земли почти от Каспийского моря до Черного, на севере чуть дальше Краснодара, а на юге - до Сочи.
13. В пятом зале - история региона в 16-19 веках.
14-15. С этого зала на боковых стендах основные экспонаты - фотографии, газеты, рисунки, документы. Вот например, цитаты из документов.
16. Документы между собой связывают поясняющие надписи, сделанные от руки:
Как водится, в музее тактично не отражено, что к 21-м веку результатом взаимовыгодного сотрудничества стало то, что большая часть адыгов вынужденно проживает вне России, а в РФ адыги поделены на черкесов, адыгейцев и кабардинцев, разбросанных по трем разным республикам, а исконная территория адыгов, Красная Поляна, в районе которой 21 мая 1864 года закончилась Кавказская война поражением черкесов (этот день у адыгов - день траура, как у вайнахов - 23 февраля), а сейчас строят олимпийские комплексы, находится и вовсе вне Северо-Кавказского Федерального округа.
17. Но продолжим. Герой адыгского фольклора Андемиркан, который предположительно проживал в 16-м веке и вел борьбу с князьями за права слабых. Словом, в наши дни его бы назвали экстремистом.
в полный размер 18. Картина без подписи.
в полный размер 19. Князь малой Кабарды (равнинная часть современной Чечни, Ингушетии, Осетии), художник Е.Корнев.
в полный размер 20. Знаменитый рисунок кабардинца (литография с акварели Г.Гагарина, 1847, издано в Париже).
Обратите внимание, каждый рисунок можно просмотреть в полном размере, линк под рисунком.
в полный размер 21. Здесь нашли место и работы, посвященные кавказской войне, участию кабардинского полка.
Т.Горшельдт (Мюнхен). Мюрид с наибским знаменем (1865).
в полный размер 22. Движение царского отряда через горы к аулу Ведено в феврале 1859.
Аул был взят в апреле, Шамиль отступил в аул Гуниб.
в полный размер Это не все рисунки из музея, в следующий раз сфотографирую экспозицию полностью и лучше, на новый объектив :)
23. Фотография слободы Нальчик.
в полный размер 24. В этом же зале несколько костюмов национальной одежды.
25. В проходе к следующему залу - стенд, который я, к сожалению, не сфотографировал крупно и четко, а зря - это фотографии мечети и медрессе в Большой Кабарде, и во время намаза балкарцев. Тем не менее, меня спрашивали о таких фото, размещаю что есть.
26-27. Рядом - сцены семейного быта черкесов.
28-29. Следующий, шестой зал посвящен концу 19-го - началу 20 века, влияние русской культуры и революции.
30. Выходим и поднимаемся на второй этаж:
31. На втором этаже три зала, в центре фото - зал, посвященный работе музея и подарков ему.
32. Макет памятника старшему кабардинскому князю Кургоко Атажукину. Под его руководством в 1708 году в Канжальской битве была разгромлена крымско-османская армия. К 300-летию события планировали поставить памятник в сквере Милиции напротив ж/д вокзала, скульптору Хамиду Совкуеву был заказан проект, но, увы, не срослось - на строительство из обещанных 17 млн рублей выделили только один и проект заморозили. Представляю, как сейчас скульптор завидует независимым кавказским блоггерам!
33. Продолжим рассказ по седьмому залу, подарков. Кабардино-Балкарии - от Украины, 1957. Отдали самое дорогое, как я понимаю!
34. Ваза, подарок из Северной Осетии, 1981-й.
35. Подарок от Иордании.
36. Подарок музею от природы.
37. Герб молодежной секции Адыгского сообщества (Хасэ), Амман, Иордания, 1950.
Почему Амман и Иордания? Потому что в результате победы России в Кавказской войне большая часть адыгов иммигрировала за границу, и нынешнюю столицу Иордании фактически создали именно они, вынужденные переселенцы. Об этом можно прочитать в одном из моих самых
первых ЖЖ-репортажей, из Аммана.
38. Герб Адыгского сообщества, Амман, Иордания, 1986.
39. Орден Независимости Иордании I степени - награда Государственного академического ансамбля "Кабардинка", 1981 г.
40. Орден "Звезда Иордании" I степени - награда Государственного академического ансамбля "Кабардинка" за заслуги в укреплении дружбы между Иорданией, Советским Союзом, Россией и Кабардино-Балкарией, 1996 г.
41. Восьмой зал, посвященный советскому периоду.
42. Списки героев СССР. Зал давно не реставрировался, на заднем плане видно как обваливается штукатурка.
43. За стеклом - костюмы, военных и горцев.
44. Стенд, посвященный объявлению о переходе власти Советам.
45. Обстановка из дома, где в 1918 размещался штаб Серго Орджоникидзе.
46. Карта военных действий кабардинской кавалерийской дивизии и отрядов Деникина в 1918-19. Удивительно, что карта написана уже в советское время, с учетом современной грамматики, но встречаются населенные пункты со старыми названиями, например, "Базоркино".
в полный размер 47. Пластинки известного балкарского певца Омара Отарова.
48. Видный партийный деятель Бетал Калмыков агитирует горцев за Советскую власть. Некоторые персонажи настроены скептично.
49. Любопытно, но Ленин не ошибся, кавказский белый уголь реально неисчерпаем :-)
50. Рядом макет той самой Баксанской ГЭС.
51. Стенд, посвященный развитию тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината, градообразующего предприятия центра Эльбрусского района. Раньше тут работали ученые, а сейчас работает спецназ ФСБ и МВД России. Специально для
a-sult-h есть версия крупнее :)
в полный размер 52. Закончу этот репортаж классикой советской пропаганды. В то время некоторые кавказцы, например, потомок княжеского рода Назир Катханов, считали, что Советская власть и шариат друг другу не противоречат и воевали за установление советской власти в Кабардино-Балкарии. Но Советская власть посчитала иначе, и назвав Катханова террористом, его расстреляла.
"Товарищи мусульмане! Враги трудового народа посягают на вашу свободу! Только Советская власть доставит вам..."
в полный размер Что тут можно сказать? Мусульмане поверили и советская власть реально доставила.
Спустя 100 лет вновь звучат призывы мусульманам объединиться против "общего врага", за стабильность и против раскачивания лодки.
Поверим? Ведь если не Советская власть, то кто?
PS. В девятом зале музея была временная выставка, о которой можно прочитать в моём репортаже
Национальный адыгский (черкесский) костюм. Реконструкция Мадины Хацуковой.