Кольские записки. Замечания о снаряжении

Nov 06, 2007 10:32

Я начинаю публиковать свои заметки о путешествии на Кольский полуостров. Начну с краткого описания снаряжения, поскольку этот вопрос интересует многих. Выбор снаряжения для Севера имеет свои особенности, да, к тому же, необходимость некоторых вещей понимаешь только с опытом.

Если я привожу название конкретной модели, то отнюдь не как рекламу данного товара, а лишь для того, чтобы дать ориентир при поиске аналогичной модели.

Рюкзак Red Fox Lhotse 120.
У меня был в наличие Low Alpine-овский рюкзак с заявленной емкостью 90 литров - но где там эти 90 литров я, честно говоря, не понял: упаковав внутрь баллон катамарана, спальник и палатку я обнаружил, что место кончилось; на полу же по-прежнему громоздилась огромная гора вещей. В результате, в утро перед отъездом мне пришлось ехать на спортивный рынок, чтобы приобрести рюкзак повместительней.

Наконец-то я на практике смог подтвердить мысль, что для длительных автономных походов самыми оптимальными являются огромные рюкзаки. Рюкзак покорил наличием вместительных боковых карманов, в которые очень удобно класть сапоги, а также всякие вещи, когда рюкзак лежит на катамаране.

Резиновые сапоги - это вообще такая вещь, которую, как я убедился еще на Урале, ни в коем случае нельзя приторачивать к рюкзаку снаружи. При ходьбе они ведут себя как какие-то огромные резиновые черви, сжимаясь и разжимаясь и стремясь вылезти из под удерживающих их завязок. В результате, ты уже не идешь спокойно, а все время смотришь, не потерял ли ты сапоги. Так что сапоги должны обязательно быть внутри. Да что сапоги! В этот рюкзак я сумел упаковать абсолютно всё: и пол-катамарана, и спальник, и палатку, и пенку, и даже весла! И был крайне этим доволен. Ничего не надо приторачивать, не надо каждый день возиться с многочисленными завязочками, ничего не мокнет.
Помимо гигантского объема (в данном случае, он даже больше заявленного, так как карманы не учитывались - реально можно набить до 140 литров!) рюкзак имеет следующие достоинства: добротная, прочная ткань (кордура) - за весь поход нигде не порвалась. Реально крепкие лямки (не будем забывать, что вес рюкзака вначале составлял 46 кг). Наличие вставных пластин жесткости по «спине» и строп по дну.

Недостаток, увы, традиционный для отечественных рюкзаков: слишком узкий диапазон регулировки высоты лямок. Хотелось бы иметь возможность поднять рюкзак еще выше. Видимо, проблему можно решить перешиванием.

Кроме того (довольно большое упущение конструкторов) - отсутствует ручка для переноски на внешней стороне. Ведь при перемещениях в городе рюкзак постоянно приходится таскать ненадетый, и, если он тяжелый, чтобы он не заваливался на спину, нужно обязательно за что-то хвататься сзади. Правда, эту проблему я решил, привязав стропу к имеющимся на рюкзаке петлям.

Куртка.
Наконец-то появилась возможность испытать преимущества такни «Гортекс» на Севере. Могу сказать, что для летних северных походов гортексовская куртка - действительно незаменимая вещь. Дело здесь в столь характерных для северного лета резких перепадах температуры. Солнце на Севере жаркое - выглянуло, и сразу 25 градусов и под тяжелым рюкзаком ты купаешься в поту. При этом, снять куртку или расстегнуться ты не можешь - комары и мошка тут же разожрут в мясо. Поэтому, куртка должна быть тонкой, «дышать» и при этом не прокусываться комарами. Через полчаса набежали тучи, температура упала до 12 градусов, задул ветер и пошел дождь - ты трясешься от холода. В этих условиях достаточно поддеть свитер - «Гортекс» обеспечивает вентиляцию и полную непромокаемость.

Теплая куртка, в результате, вообще оказывается не нужна.

Не поскупившись на расходы, я купил однослойную Millet Aerial Max и остался ей крайне доволен. Это лучшая походная куртка, которая у меня когда-либо была. Мембрана изнутри имеет защитное покрытие. Ткань очень прочная, хорошо растягивается - за весь поход нигде не порвалась (учитывая постоянное лазанье по кустам, это действительно дорогого стоит, - лишь начала чуть-чуть пушиться на рукавах). Удобнейший капюшон, плотно закрывающий голову, но никогда не налезающий на глаза (ведь можно же сделать, а?) Поистине бездонные карманы, в которые я на ходу собирал грибы. Надежная молния.

Единственный недостаток - на плечах, где ткань от лямок рюкзака сильно натягивается, комары все-таки прокусывают. Как они умудряются кусать через мембрану, для меня загадка. Впрочем, кольские комары прокусывают даже через штаны-серебрянки. Таким образом, проблема идеальной куртки для Севера по-прежнему остается открытой. Решена она, видимо, может быть путем кустарной доработки, приклеиванием или пришиванием изнутри в районе плеч абсолютно непрокусываемого материала.

Штаны.
Основные - ничего особенного. Обычные тренировочные из плотного полартека за 600 руб. То, что доктор прописал. Прочные, свободные, теплые, комары не прокусывают. Больше просто ничего не нужно.

Дополнительные - серебрянки (из тонкой синтетической ткани, посеребренные изнутри для сохранения тепла). В дождь, а также при ходьбе по мокрой траве и кустам, одеваются поверх тренировочных, и, в комплекте с гортексовской курткой, обеспечивают отличную непромокаемость. Сухие штаны, в дождь, скажу я вам, это великое дело. «Держи ноги в тепле, а голову в холоде», - как говаривал Суворов. Прав ведь был. Чувствуешь себя настолько лучше, что словами не передать. Просто не понимаю, зачем я раньше позволял штанам мокнуть.

Обувь.
Во второй раз убеждаюсь, что самая практичная обувь для Севера - резиновые сапоги-болотники. Прошел в них практически все расстояние по Кейвам, да и на катамаране плыл в них. Да, они весят. Да, бывает жарковато. Но, все равно, это лучше, чем с постоянно мокрыми ногами. Кроссовки с собой брал, но ходил в них, в основном, по поселкам.

Необходимость использования портянок в последнее время вызывает у меня серьезные сомнения. В этот раз, во всяком случае, я ими практически не пользовался, хотя было пройдено пешком серьезное расстояние. Лучше взять дополнительные две пары шерстяных носок - протерлись, выбрасываешь. Ноги в шерстяных носках натираются меньше. Ну, и обычные носки, естественно, для жаркой погоды.

Спальник.
На Севере по ночам бывает реально холодно даже летом, особенно в горах. Теплый спальник - одно из важнейших условий комфорта в путешествии. Ночью вы должны действительно отдыхать, а не лежать в позе эмбриона, трясясь от холода. И здесь в этот раз я не прогадал. С собой у меня был Salewa Snowfox Alpinextrem, естественно, синтетика. Заявленная температура комфорта у этого спальника - от +6 до -17. Друзья крутили пальцем у виска. Шутка состоит в том, что уже 20 июля в Кейвах я спал в этом спальнике застегнутый - и жарко не было. Ночные заморозки плюс высокая влажность - вот спальник уже и не кажется слишком теплым. Кроме того - у данного спальника мембранная наружная ткань (не «Гортекс», но что-то вроде этого). В результате, под действием тепла тела он выталкивает воду наружу - даже мокрый, высыхает на тебе буквально за два часа. Очень мягкая, приятная на ощупь внутренняя ткань. Опять-таки, лучший спальник, что у меня когда-нибудь был.

Недостатки: конечно, большой объем и вес (2,7 кг). Впрочем, объем я использовал, подкладывая спальник под себя, сидя на катамаране.

Пенка.
Я взял не очень толстую полиуретановую пенку, которая складывается, как книжка и убирается к спине рюкзака. Немного жестковато, но по теплу в комплекте с нормальным спальником она меня вполне удовлетворила.

Фонарь.
Полярный день, конечно, полярным днем, но уже в конце июля в домиках по ночам делается темновато, а уж в середине августа начинает становиться по-настоящему темно. Брал с собой наголовный фонарь Black Diamond на 4-х светодиодах и 3-х батарейках AA. Батарейки один раз пришлось сменить.

GPS.
Garmin GPS72 - вроде, проверенная модель, тем не менее, мы уже второй раз наблюдаем странный глюк: иногда, прибор по необъяснимой причине просто отказывается включаться. Это не один и тот же аппарат - в прошлый раз подобное наблюдалось с другим, той же модели. Батарейки меняли - не помогает. Потом, вдруг, опять стал включаться. Честно говоря, это напрягает. Остаться без GPS всегда неприятно.

Палатка.
Обычная, трехместная (на двоих, чтобы было просторно). Естественно, с водонепроницаемостью тента должно быть все в порядке. Важны большие табмуры с обеих сторон, чтобы было куда прятать рюкзаки. Брали с собой два метра запасной молнии и собачки к ней. В условиях таких комаров и мошки, если порвется молния у палатки, вы не сможете нормально спать и вам настанет песец.

Карты.
Покупные 2-х километровки. В интернете нормальных карт Кольского мы не нашли.

Средства от гнуса.
Во-первых, 40 таблеток фумитокса (обычные, синие), чтобы подпаливая их зажигалкой травить комаров в палатке и в домиках. Проблему комаров в домиках, правда, они полностью не решают - комары лезут буквально в любую щель и через полчаса не дают тебе спать опять. Местные используют антикомариные спирали, у которых подпаливается один конец, и которые горят всю ночь.

Репелленты. Я использовал Gardex - Extreme (в красных баллонах) и зеленые карандаши-мазилки. И то и другое работает очень хорошо, особенно баллончики. Карандашом просто нужно мазаться тщательно и вдумчиво. Репеллент реально держится часа три, комары не садятся, причем, даже если ты жутко потеешь. Следует учесть, что речь идет не об условиях, когда два или три комара, а когда они буквально облепляют. В принципе, если не экономить репеллент, то можно даже в самые комары ходить без сетки - я пробовал первые несколько дней - вполне нормально. Но лучше, все-таки, экономить - кончается он довольно быстро. На двоих мы брали шесть баллончиков репеллента (по 50 мл) и 4 карандаша. Едва хватило. На Кольском гнус не сходит до конца августа, и это действительно ужасно. Побывавшие на Кольском жалуются на большое количество мошки. Это чистая правда - мошки там действительно тучи и она разнообразная: есть и крупная, и мелкая. В этих условиях обязательно нужны баллончики, чтобы сбрызгивать накомарник.

Единственный недостаток - в дождь, когда мокнет лицо, репеллент начинает стекать со лба и невыносимо дерет глаза.

Катамаран.
Обычные резиновые баллоны в «шкуре». Вес каждого баллона - 6 килограмм. Надували ртом. Каркас собирается на месте из подручных материалов. Мы использовали найденные доски и березовые жерди. Связывание - длинными резинками, вырезанными из автомобильных камер. Резина, в отличие от веревок, дает очень прочное соединение и не разбалтывается. Этих резинок нужно брать много, с большим запасом - их вечно не хватает. Для привязывания каркаса к петлям на баллонах - синтетическая бечевка.

Пара алюминиевых разборных весел.

Насколько катамаран пригоден для плаванья по Поною - отдельная тема. Вообще говоря, мы рассчитывали на несколько более быструю реку и сложные пороги. Реальность состоит в том, что подавляющее большинство порогов на Поное - простейшие и, видимо, вполне проходимы на резиновой лодке, а сама река в большинстве мест широкая и спокойная, как канал им. Москвы; так что мы почти всю дорогу гребли. Грести на катамаране не очень. Это ведь судно без киля, очень верткое. Из-за этого у него все время заносит задницу, и ты плывешь весьма странными траекториями. В общем, за чувство уверенности на порогах мы заплатили месяцем довольно утомительной гребли.

Естественно, все здесь не перечисляю. Из других важных предметов следует упомянуть:
- нож, причем из хорошей стали и легкий, обязательно с ножнами;
- накомарник;
- маленький рюкзачок. Очень удобен для небольших кольцевых маршрутов, а также нести рыбу, возвращаясь с рыбалки;
- спиннинг. Небольшой и легкий. Плюс крючки, блесны, леска;
- ремонтный набор. Нитки, иголки, клей, и все такое прочее; аптечка;
- два котелка (один для каши, другой для чая);
- легкая тефлоновая сковородка, жарить грибы и рыбу (без металла, тефлоновый поддон для духовки);
- очень желателен небольшой гермомешок, убирать документы, карты и другие ценные вещи.

Продолжение: http://timewind.livejournal.com/244464.html
Previous post Next post
Up