Преодолев особенно сильно удушающую меня в этом году лень, выложу кое-какие заметки о своей поездке на Полярный Урал в 2009 году.
Заметки эти будут относительно короткими, потому что поход длился всего месяц, впрочем повидать удалось немало.
Снаряжение несильно отличалось от взятого в 2007 году на Кольский полуостров, за исключением отсутствия катамарана. Планировавший маршрут Леша Сахнин также решил отказаться от использования GPS. Отдельная трудность при походах к северу от станции Полярный Урал - отсутствие во многих местах каких-либо лесов и кустарника. То есть, я не могу сказать, что топлива вообще нет - зачастую, развести костерок можно. Однако без горелки или примуса придется изрядно помучиться. Этому способствует и довольно холодный климат тех мест. Даже в недождливые дни холод и ветер по вечерам были такие, что мы предпочитали готовить, сидя в палатке.
Мы использовали корейскую газовую горелку "Camp-1" фирмы Kovea, мощность 1.8 Кв. Никаких претензий к качеству нет. Удобная пластиковая коробка. Наличие шланга позволяет ставить горелку на ножки распорки, а не на баллон, что крайне удобно, когда готовишь в палатке и трудно найти для горелки устойчивое основание. За все время суп или каша ни разу не были пролиты. Наличие пьезозажигания - штука приятная, хотя совсем необязательная. Время закипания 2 л воды в закрытом крышкой стальном котелке внутри палатки - около 8 мин.
Для нечасто пользующихся газом людей представляет проблему расчет точного количества баллонов, необходимого в походе. В результате, мы взяли их со слишком большим запасом. Мы пользовались 230 г баллонами с изобутаном. Согласно моим измерениям, одного баллона хватало на то, чтобы сварить кашу (2 л) - 5 раз, плюс чай (1 л) - 5 раз.
Палатку взяли чужую, не посмотрев, как следует (вот раздолбаи!) Она была 4-х местная, но уже в походе мы выяснили, что она не имеет нормальных тамбуров. Вдвоем мы, правда, могли спать в ней с рюкзаками. Спать с рюкзаком в палатке очень удобно (все вещи и продукты при себе) - но за эту возможность надо было благодарить только сухую погоду. В случае постоянного дождя мы лежали бы в лужах натекшей с рюкзаков воды.
8-го августа, в субботу, в 14-10 мы прибыли на поезде в Воркуту. Поездка была адовой. Возвращающиеся из отпусков шахтеры наглухо закупорили все форточки (сквозняки же! у нас дети!) в результате, несмотря на 8 градусов на улице, в вагоне стояла такая жара, что дохли мухи. Выскакивая на улицу глотнуть воздуха, я простудился и в город прибыл в абсолютно расквашенном состоянии.
До заброшенного поселка Хальмер-Ю, через который пролегал наш маршрут, не существует регулярного транспортного сообщения. Пытаясь найти транспорт еще в Москве, удалось выйти лишь на вездеходчиков, которые потребовали за свои услуги безумные 30.000 рублей. Как последняя возможность, этот вариант, конечно, оставался Не очень-то желая тратить такие деньги, мы попытались найти транспорт прямо в городе.
Тут следует опять упомянуть фантастическое везение, которое сопутствует нам в походах. В первом же автобусе, в который зашел Леша обнаружился парень, Виталий, который, вот, именно сегодня собрался проехаться с друзьями на машинах до Хальмер-Ю. В результате, за символические 2000 рублей нас взяли в качестве попутчиков.
Я сразу же хочу извиниться за качество большей части фотографий в этих заметках: так сложилось, что основную часть путешествия нам пришлось проделать без профессионального фотографа. В результате, фотоаппаратом пользовались, как умеем, кроме того, техника слегка подглючивала. Впрочем, у всего этого есть и приятный момент. Не связанный никакими копирайтными обязательствами, я могу выложить все фотографии в высоком разрешении.
Здесь и далее, если фотография кликабельна - она открывается в высоком разрешении. Если нет, значит, качество оригинала настолько плохое, что увеличивать нет смысла.
Воркута. После того, как уголь стал считаться нерентабельным топливом, Воркута превратилась в то, что ныне называют "упадочным регионом". Нет работы, низкие зарплаты, стремительно съезжающее в другие города население, смехотворные цены на квартиры. Те же Салехард и Лабытнанги теперь куда богаче, потому что это газовые города. А когда-то было куда как наоборот.
Мы отъезжаем из города в 8 часов вечера. Везет нас сильно модифицированный УАЗик - огромные колеса, расширенные колесные дуги, масса других переделок. Водитель, Виталий, по профессии - электрик, обслуживает линии электропередач. Модификация авто и экстремальная езда по тундре - хобби.
Состояние моста внушает опасения
Типичный вид на тундру в окрестностях Воркуты
В сам поселок мы прибываем уже в сумерках закончившегося полярного дня. Что и сказать, зрелище впечатляющее. Огромный поселок, в котором проживало около 5 тыс. человек, теперь полностью заброшен и выселен. Множество полуразрушенных многоэтажных домов. В синеватом полусвете зрелище, как выразился Леша, "как будто Россия вела ядерную войну и проиграла". Отчасти это объясняется тем, что поселок теперь используется как полигон для авиационных учений. Некоторые дома, видимо, разрушены попаданием ракет.
На развалинах дома культуры
Многие жители отнюдь не горели желанием уезжать из поселка, и до сих пор население Хальмер-Ю образует довольно сплоченную тусовку, периодически собираясь вместе и наведываясь на свое бывшее место жительства. В поселке имеется даже "стена памяти" с надписями "Хальмер-Ю, мы любим тебя!"
С Хальмер-Ю связана известная история о том, как Путин в 2005-м году, в ходе учений, пилотируя бомбардировщик, выпустил по поселку ракету. Ракета угодила аккурат в дом культуры, снеся угол здания. На месте попадания Путина повис характерный обломок в форме буквы "Г"
После посещения поселка ребята решают немного покатать нас по тундре! Надо сказать, это была самая впечатляющая автомобильная поездка в моей жизни. Разрываемая фарами полутьма, из динамиков несется глючная электронная музыка, а мы, на задних сидениях, усиленно хватаясь за все, что не попадя, подлетаем до потолка. Машина прет по голой тундре! По всем этим кочкам, кустам, ухабам, буеракам и ручейкам. Я, раньше, даже и не думал, что такое возможно.
Мы добираемся до находящейся рядом с поселком невысокой горы Пембой. Оставив машины внизу, в предрассветных сумерках взбираемся наверх. Там, едва ступив на плоскогорье, мы распугиваем целую стайку росомах. Испугано сбившись в кучу, окидываем взором еще темную тундру.
Продолжение - На дороге