Вообще говоря, маршрут планировался более длинным: хотелось дойти до плато Маньпупунёр и вернуться обратно в Ивдель. К сожалению, планам не суждено было сбыться. Стояла совершенно омерзительная погода: градусов пять-семь тепла, постоянный дождь и туман. Непрерывные дожди начались примерно за месяц до моего приезда, и продолжались и после того, как я уехал. К этому еще прибавились опять какие-то непонятные проблемы с желудком. Каждый из этих факторов по отдельности вряд ли бы заставил меня повернуть, но их сочетание оказалось уже слишком. Я, все-таки, считаю, что поход хотя бы в минимальной степени должен быть развлечением, а не сплошной борьбой за выживание. В результате, получилось довольно короткое и несколько мрачноватое путешествие в одиночку к известному перевалу.
Маршрут отличается непростой заброской. От Ивделя до фактического начала - реки Ауспия - километров 200. На пути приходится пересекать несколько глубоких речек, мосты через которые давно разрушены.
Я прибыл в Ивдель поездом в четверг, 8 сентября 2011 г. Добравшись до автовокзала, полдня искал машину. До Вижая давно уже не ходит общественный транспорт. Есть автобус до Бурмантово (что не совсем по пути), но и он только на следующий день. Туристические группы, к которым можно примазаться, так поздно осенью уже практически не попадаются, а водители легковушек везти даже до Вижая отказываются, ссылаясь на плохое качество дороги. Неожиданно, за 4.000 соглашается довезти водитель красного Опеля, и мы едем.
Дорога действительно не блещет, но водитель ловко преодолевает все препятствия.
Остатки ныне сгоревшего поселка Вижай. Когда-то он служил чем-то вроде базы отдыха для местного населения. Здесь, в дождь, у кладбища, начался мой маршрут
Надо сказать, что от Вижая до Ауспии идти пешком еще несколько дней. Но не успел я пройти и пары километров, как услышал шум моторов. Мне повстречались автотуристы из Челябинска на двух УАЗиках. Выяснилось, что челябинские автотуристы настолько суровы, что, вот уже второй год, въезжают на своих машинах прямо на перевал Дятлова! Это действительно впечатляет, потому что от Вижая до Ауспии бездорожье страшное, и я не подумал бы, что там способно проехать что-либо, кроме "Урала". Оба автомобиля оборудованы электролебедками.
Одна из двух машин: "буханка" Антона. Всю дорогу до Ауспии радовали осенние краски окрестных лесов
Штурм реки Вижай. На противоположном берегу видна вторая машина челябинцев
По пути заехали в мансийский поселок Ушма, крайне живописное место с подвесным мостом через реку Лозьва. Жители поселка, как говорят, в последнее время немало задолбаны огромным потоком туристов, так что мы не стали их тревожить
Еще одна достопримечательность - лежащий на берегу камень, от которого почти отклолся огромный кусок
Меня любезно соглашаются подвезти и довозят аж до "базы Ильича" - дальше сложно, так как тяжело нагруженная машина может элементарно не проехать. Я, впрочем, не против пройтись по тайге. База Ильича - ничем не примечательная ровная площадка на берегу Лозьвы, неподалеку от впадения в нее Ауспии. Когда-то на этом месте стояло несколько домов.
Тайга, по пути вдоль Ауспии, к сожалению, не отличается разнообразием. Лишь в тех местах, где тропа выходит к берегу, можно полюбоваться осенними красками. Гор не видно. В основном повсюду тоненькие пихточки. Промокший за недели дождя, даже сухостой отказывается гореть. Именно тогда я обнаружил, что для такой погоды взял с собой маловато газа
Апартаменты дядюшки Ау. Буквально все деревья увешаны густыми космами лишайника. Тропа местами основательно заболочена
Провести несколько дней в тайге в полном одиночестве - необычные для меня ощущения. Сначала стремался, опасаясь медведей, потом стало не до того: совсем доконали холод и сырость, да еще опять тошнота эта. По пути встречается множество мест для привала: впрочем, не все удачные - то далеко от воды, то дров нет.
Знаменитый привал "Ложка" - последний перед перевалом. К вырубленным из дерева огромной ложке и вилке позднее прибавились нож и штопор
Вид на Ауспию с привала
Хитровывернутая березка у тропы на перевал
Я поднимаюсь на перевал Дятлова во вторник 13-го сентября в полном одиночестве. Погода полностью соответствует мрачности места: кромешный туман, холод и накрапывающий дождь. Из туманной мглы неожиданно выплывает первый останец с мемориальной табличкой.
Мрачнейшая мемориальная табличка 89-го года. Я, все-таки, надеюсь, что души погибших путешественников упокоились в каком-нибудь менее мрачном месте
Погода соответствует настроению. "Горы мертвецов" Холатчахль из-за тумана совершенно не видно
Кто-то еще здесь погиб?
martinengo уточняет: "За табличкой забетонирована урна с прахом Сергея Замахаева, бывшего десантника. Сам Сергей погиб не здесь, однако это были "его" места, самые любимые на свете. Замуровал урну его лучший друг - тоже постоянно приходит к Перевалу. Данные из редкой книги уральского исследователя Сергея Михалевича - "Хоязева уральских гор".
Большая мемориальная табличка. Насчет того, что ночь была вьюжной, кстати, совершенно не факт
По поводу причин
гибели группы Дятлова за года, прошедшие с момента трагедии, выдвинуты десятки версий. Ни одна из них не объясняет всех известных фактов.
Одна из самых стройных, в которую укладывается большая их часть, изложена
здесь. Впрочем, и в ней мне далеко не все понятно.
Скажем только, что поток туристов, идущих посетить как непосредственно перевал, так и через него на плато Маньпупунер сейчас огромен, и никто за прошедшие годы не сталкивался с чем-либо необычным или сверхъестественным. Как, впрочем, и я.
Сам Дятлов
И красная, как кровь, брусника в осенней тундре
Вернулся я тем же путем, на счастье повстречав вездеход с буровиками из расположенной в районе Ауспии геологоразведочной партии. От Ауспии до их лагеря может пройти только вездеход, поэтому у них сложная логистика: сначала людей и грузы везет до Ауспии "Урал", затем все перегружаются на вездеход. Парни Дима и Витя из вездехода сидели у реки второй день, дожидаясь сломавшийся грузовик. С собой у них было ружье и они настреляли глухарей, но, как назло, не могли ничего приготовить, потому что забыли соль. А тут такой я выхожу из лесу: с солью, со спиртом... Всеобщее ликование.
В сети довольно трудно найти информацию о том, как именно автомобиль едет до Ауспии, если часть маршрута придется преодолевать пешком. Поэтому выкладываю здесь
карту с GPS-треком.
Я выражаю свою благодарность за помощь в пути автотуристам из Челябинска и водителю "Урала" Грише, за то, что довез меня обратно почти до самого Ивделя.