Славяне 7-й век. Часть 5-1. Болгары. Миграционная легенда и реальность

Jun 24, 2024 17:58


Болгары так же, как и авары сыграли значительную роль в истории балканских славян, поэтому рассмотрим их историю подробнее. Что нам известно о болгарах из византийских и прочих источников до «легенды о Кубрате» и переселении «хана Аспаруха» во Фракию?



Болгары до 626 г. Болгары появляются на страницах византийских исторических сочинений в 475-480 гг. на нижнем Дунае как противники готов и союзники (?) империи. Теодорих побеждает булгар. Об этом пишет Иордан. Затем Феофан (поздний автор) сообщает, что в 502 г. «так называемые, булгары вторгались в Иллирию и Фракию [и возвращаются назад], о которых никто до того ничего не знал». Далее Иоанн Малала сообщает, что в 514 г. «Виталиан, занявши всю Фракию, Скифию и Мизию, со множеством гуннов и булгар покорил Анхиал и Одиссополь … и, опустошая все, дошел до самого Константинополя». Феофан, использовавший хронику Малалы, сообщает, что через 25 лет в 539 г. «два князя со множеством болгар и друнгом (?) вторглись в Скифию и Мисию». В следующем году, согласно Феофану, болгар в Иллирике избивает гепид Мунд. Ни Прокопий, ни Агафий, ни Менандр болгар не знают. У них действуют гунны, кутригуры, утигуры и т.п. Возникает подозрение не «создал» ли ранних болгар Феофан из своего 9-го века? Тем более, что Иоанн Малала (год смерти 578), который сообщает те же данные под 539-540 гг., приписывает их гуннам. Однако Иордан (не позже 551 г.) в своем описании народов и стран вслед за склавенами и антами, видит «над Понтийским морем места расселения булгар, которых весьма прославили несчастья, [совершившиеся] по грехам нашим». А в послеаварский период болгары появляются у Маврикия (один раз: «болгарские сагии» - род плаща), у Феофилакта Симокатты (стычка в 596 г. авангарда стратига Петра с тысячей болгар, подчиненных кагану), вновь у Феофана (в 598 г. во время 5-й аваро-ромейской войны Приск отгоняет болгар от Сингидуна). Павел Диакон сообщает, что с болгарами сражался еще легендарный первый король лангобардов Агельмунд и был ими убит. Но далее, до истории с Альцеко он болгар не упоминает. ЧСД сообщают об участии болгар в третьей осаде Фессалоники в 617 г. в составе войск кагана, пришедших на помощь македонским славянам. Наконец, достоверно известно из нескольких источников об участии болгар в аварской осаде Константинополя в 626 г.

История Альцеко. Эта история уже сообщалась, но повторим подробнее. После 626 г. аварский каганат терпит поражения от славян-вендов Само. Хроника Фредегара содержит важное сообщение об аварах и болгарах: «В этом году (до 631 г.) разгорелась бурная распря в Паннонском королевстве аваров или гуннов. Предметом спора стало наследование престола: должен ли он быть аварским или болгарским. В конце концов, авары победили болгар, которых было 9 тысяч, и те были изгнаны из Паннонии вместе со своими женами и детьми». Они были коварно вырезаны баварами по приказу доброго франкского короля Дагоберта. Спасся только Альзеко с семьюстами людьми и их женами и семьями - они нашли убежище в вендской марке: «Альзеко и его приближенные жили много лет вместе с Валлуком, герцогом вендов». Забегая вперед добавим, что через 40 лет (670) согласно Павлу Диакону «герцог болгар, именем Альзеко, по неизвестной причине оставил свой народ и с миром придя в Италию со всей армией своего герцогства, пришел к королю Гримуальду, обещая служить ему и поселиться в его стране. И король направил его в Беневент, к своему сыну Ромуальду, приказав, чтобы последний помог ему и его людям найти места для поселения . …. И они живут в этих местах, о которых мы говорили, вплоть до настоящего времени, и хотя они говорят и на латыни тоже, но все же еще до конца не отказались от употребления собственного языка».

Сделаем предварительные выводы:

1) Итак, до времен аварских войн Византии болгары упоминаются не часто и в контексте «прочих гуннов». Причем есть основания полагать, что часть этих упоминаний - поздний анахронизм (у Феофана). Место их жительства - Причерноморье (Иордан).

2) В конце 6-го - начале 7-го веков болгары появляются в составе подчиненных аварам племен и в качестве «национальных» подразделений аварского войска. Болгары находятся в Паннонии и на среднем Дунае. Они занимают в аварской властной иерархии не последнее место, но сохраняют свою обособленность. В этот «аварский» период болгар мы видим на западе Балкан, но отнюдь не на Востоке.

3) В результате поражения от северных славян (вендов) державы Само в аварском каганате возникла «великая замятня» между главенствующими народами или элитными кланами собственно авар и болгар. Авары около 630 г. изгнали болгар. Болгары первоначально бежали к баварам, но не славянам и вендам. Что говорит о том, что между болгарами и склавенами в аварской державе не было дружеских отношений. Однако после франкского геноцида их князь (герцог) Альцеко бежит к Валлуку (вероятно, князь Карантании) и живет там 40 лет

4) В результате каких-то пертрубаций в княжестве Валлука (очень вероятно поражения Карантании от восстановившихся авар) в 670 г. Алцеко со своим народом переселяется в северную Италию, где они постепенно ассимилируются.

Добавим к этим историям параллельную по времени переселению болгар Аспаруха во Фракию историю переселения потомков аварских рабов под руководством Кувера и Мавра (ЧСД «О междоусобной войне, задуманной тайно против города булгарами Мавром и Кувером»). Эта история (чудо №5) датируется исследователями 680-685 гг. (последние годы царствования Константина IV) и в отличие от предыдущих относится не столько и не столько к Македонии и Фессалоникам, сколько ко Фракии. В начале автор отсылает нас ко временам Хацона (князь македонских славян) и владычеству авар (615-620 гг.) во время которых «почти весь Иллирик, то есть его провинции, а именно две Паннонии, как и две Дакии, все области Дардании, Мисии, Превалии, Родопы, еще и Фракию, и [область] до Длинной стены Византия, и остальные города и поселения они [авары] опустошили. Весь народ оттуда [доставили] в Паннонию, в область у реки Дунай; митрополией этой провинции был когда-то так называемый Сирмий» (см. рис. 19).



Рис. 19. Малиновым обведены провинции из которых славяне и авары захватывали рабов, фиолетовым - область куда их доставляли согласно ЧСД

Далее идет рассказ о сыновьях этих пленников: «Когда же прошло шестьдесят лет и более с тех пор (от 615-620 гг.?), как родители их были захвачены варварами, образовался там уже другой, новый народ, и большинство из них со временем стало свободными. И хаган аваров, причисляя их уже к собственному народу, по существовавшему обычаю рода поставил над ними архонта по имени Кувер. Он, узнав от некоторых наиболее близких ему [людей] о стремлении этого народа к отеческим городам, задумал поднять весь народ ромеев вместе с другими народами, то есть прозелитов….с имуществом и оружием. И вот они, как сказано, восстали и не подчинились хагану. Когда об этом узнал сам хаган, он начал их преследовать, и они столкнулись в пяти или шести битвах, и во всех он уступил им. Тогда, обратившись в бегство вместе с оставшимся его народом, он ушел на север во внутренние области. Кувер же, перейдя с победой упомянутую реку Дунай, вместе с указанным всем народом пришел в наши пределы и захватил Керамисийское поле».

Где находится это поле точно не определено. Предполагается, что оно в Македонии вблизи г. Прилепа (см. рис. 20).



Рис. 20 Место переселения «народа Кувера» на карте современных Македоний

Постепенно христиане-прозелиты начали уходить от Кувера в Фессалоники и другие города своих предков, но он попытался удержать их и, захватив столицу Македонии Фессалоники, создать свое княжество (как и славяне Македонии 10 лет ранее). Сподвижник Кувера Мавр пришел в город и убедил власти города и самого императора в своей преданности. Последние поставили его начальником над сбежавшими в город «сирмисианами», с которыми он замыслил совершить захват города. Но задуманное у Кувера и Мавра не получилось. Дальнейшая судьба как перебежавших в Фессалоники сирмисиан, так и оставшихся с Кувером неизвестна. Исходя из фразы: «он (император) повелел этому Мавру вместе со всеми его людьми, [перешедшими от] Кувера, а также своему войску с кораблей расположиться вне города в западной части, чтобы сирмисиане, намеревавшиеся бежать от славян, пришли безбоязненно и беспрепятственно», можно со значительной долей уверенности предположить, что основной «народ Кувера» составляли славяне. Поэтому ничего удивительного, что «народ Кувера» быстро «растворился» среди окружающих его македонских славян.

Итак, через 20 лет после того, как авары вновь появляются «на страницах истории» внутри каганата вновь происходит некий мятеж, возглавляемый болгарами. Авары терпят поражения от восставших, но последние не овладевают Паннонией, но уходят из нее и пытаются основать свое княжество в Македонии. В литературе высказывается мысль, что аварский каганат возродился где-то к 660 г. благодаря новому притоку степных кочевников в Паннонию. Причем ими были болгары и/или родственные им племена оногуры/оногундуры и т.п. Действительно, после 660-го года вероятен приток «свежих кадров» в Паннонскую Аварию. Археология показывает смену культуры и вооружения. Но истории Альцеко, который так и не примирился с аварами и Кувера говорят о наличии непреодолимых противоречий между болгарской знатью и восточноазиатским по происхождению аварским ядром. «Новые» аварские болгары не составили в каганате новую элиту, они бежали из Паннонии, если не все, то значительная их часть. Болгарская знать (подчиненная аварам) возглавляет некий «смешанный народ», в котором находятся потомки христиан-ромеев, но вероятно и славяне. Хотя в  этом историческом эпизоде «симбиоза» не получилось, но модель тюркской элиты и иноплеменного ей народа, повторилась затем в Болгарии Аспаруха и его потомков. Можно представить, что болгары в этом переняли опыт авар. Вообще, в этой истории много параллелей с «болгарской миграционной легендой» (см. ниже), начиная со сходства имен Кувера и Кубрата. Также любопытно, что болгарская верхушка Кувера/Мавра потеряла власть можно сказать благодаря христианству подчиненного народа (сирмисиане). Здесь есть параллель с тем, что славянизация болгар произошла практически внезапно именно как результат принятия христианства при царе Борисе.

Легенду о «хане» Кровате/Кубрате сформулируем по Феофану, поскольку он, в отличие от Никифора, не нагромождает дополнительных противоречий и анахронизмов. Почему я ставлю титул хан в кавычки - потому, что ни сами болгары-булгары, ни византийцы не называли владетелей болгар ханами (так же, как и хаганами). Этот титул в отношении протоболгар был введен в литературу только в 19-м веке. Изложим сущность это легенды по Феофану:

Под 678 г. он, сообщая что «в это время народ болгарский вступил во Фракию», дает местоположение «древней великой Болгарии»: «За тем озером выше реки Куфиса, в которой ловят болгарскую рыбу ксист …. и живут соплеменные болгарам котраги». У Феофана довольно точное описание географии междуречья Волги и Дона и Великая Болгария хорошо восстанавливается на карте в северном Прикубанье (см. рис. 21)



Рис. 21. На том берегу [Меотийского] озера выше реки Куфиса (Кубань) находится древняя великая Болгария (в красном овале) - Феофан

Расположение «Великой Болгарии» подтверждает «Армянская география»: «В Сарматии лежат горы Кераунские и Иппийские, которые выпускают из себя пять рек, впадающих в Меотийское море. Из Кавказа текут две реки: Валданис (Vardanes, то-есть, Кубань), текущая до горы Кракс (Согах), которая начинается у Кавказа и тянется на северо-запад между Меотисом и Понтом. Другая река, Псевхрос (Psychrus) отделяет Босфор от тех мест (?), где находится городок Никопс. К северу от них (нея) живут народы Турков и Болгар, которые именуются по названиям рек: Купи-Булгар, Дучи-Булкар, Огхондор (Woghkhondor) Блкар - пришельцы, Чдар-Болкар. Эти названия чужды Птоломею».

Далее: «Во времена Константина на западе... Кроват обладатель Болгарии и котрагов скончался, оставив пятерых сынов, которым завещал никогда не расходиться: ибо таким только образом могли они всегда владычествовать и остаться непорабощенными от другого народа. Но не в продолжительном времени по кончине его, пять сынов его пришли в несогласие и разошлись все, каждый с подвластным ему народом. Старший сын, по имени Ватваян, соблюдая завещание отца поныне остался в земле своих предков; второй сын, брат его по имени Котраг, перешедший за Танаис, поселился насупротив старшего брата; четвертый и пятый, перешедши за Истр, или Дунай, один, покорясь кагану аварскому, остался с народом своим в Паннонии аварской, другой, пришедши в Пентаполис при Равенне, покорился царям христианским. Потом третий по старшинству [по имени Аспарух], перешедши Данаприс и Данассрис и остановившись у Ольги, реки текущей севернее Дуная, поселился между первыми реками и сею последнею, находя сию страну отовсюду безопасною и непреоборимою: впереди она болотиста, с других сторон защищена реками, итак народу ослабленному чрез разделение представляла великую безопасность от врагов [Cкорее всего эта страна - Мунтения]. Когда они таким образом разделились на пять частей и стали малочисленны, то хазары, великий народ, вышедший из Верзилии самой дальней страны первой Сарматии, овладел всею Запонтийскою Болгариею до самого Понта, и сделавши данником старшего брата Ватвайя, начальника первой Болгарии, поныне получает от него подати...».

У Никифора есть ряд дополнительных сообщений, которые позволяют, прежде всего «фолкхисторикам», но не только им добавить ярких красок к портрету Кубрата (так его имя по Никифору)

1) Под 618-619 гг. Никифор сообщает, что «государь гуннского народа (ο των Ουννων του εJνουv κυριοv) вместе со своими правителями и дорифорами прибыл в Византий, домогаясь у императора, чтобы принять христианство. Тот же охотно его принял и ромейские архонты были восприемниками гуннских архонтов, а их жены -гуннских жен, и их окрестили в божественной купели. И также они были одарены императорскими дарами и были наделены званиями. Император удостоил саном патрикия их игемона и благосклонно отпустил [их] в гуннскую страну (τα Ουννικια ηjη)». Многие считают, что эти гунны были болгарами, а их государь - Кубрат из Великой Болгарии

2) Около 635-640 гг. Никифор сообщает: в те же самые времена «Куврат, племянник Органа, государь уно-гундуров, восстал против хагана аваров и, повергнув оскорблениям, изгнал из своих земель бывший при нем от хагана народ.  А к Ираклию посылает посольство и заключает с ним мир, который они сохранили до конца своей жизни. И Ираклии послал ему подарки и удостоил его сана патрикия».

Следует иметь ввиду, что «Бревиарий Никифора» не хроника, прямой привязки к датам нет. У Феофана нет ничего подобного этим двум сообщениям. Подтверждением сведений Никифора считают Перещепинский клад, который называют захоронением хана Кубрата и где найдены перстни, якобы с именем Кубрат и титулом патриция.

Итак, болгары получили здесь «классическую» миграционную легенду и обоснование власти правящей династии (рода), обладающую всеми типовыми признаками такой легенды (см. выше):

1) Исходная Родина - древняя Великая Болгария около Меотидского озера (см. рис.21, по наиболее точному описанию у Феофана)

2) История и начало расселения: после смерти родоначальника кириоса/куриоса (ханами владетелей болгар не звали ни они сами, ни византийцы) Куврата/Кровата. Это произошло во время царствования Константа II, «пребывавшего на Западе», то есть от 660 г. («в сем году царь, оставя Константинополь, переселился в Сиракузы в Сицилию, желая перенесть престол царский в Рим») до 668 г. когда он был убит.

3) Династия. Родоначальник: Куврат. О нем известно, что он родственник Органа (кто это?) и государь гунно-гундуров. Его пять сыновей (известно 3 имени: Батбаян, Котраг и Аспарух) разошлись на пять сторон и некоторые из них (в частности, Аспарух) основали новые государства.

Что здесь странно?

1) Как Куврат, государь (кириос) гунно-гундуров (оногундуров), владетель Великой Болгарии в Прикубанье по логике текста Никифора прогоняет «из родных мест» кагана аваров и весь народ «вокруг него»? Другое толкование этого фрагмента дано у И.С. Чичурова: «[Куврат] изгнал из своей земли бывший при нем от хагана народ». Смысл тот, что приазовская Великая Болгария является в 635-640 гг. вассалом Паннонской Аварии и там находится аварский контингент - очевидно осуществляя полюдье, подобное описанному у Фредегара и Нестора для славян (😊). И для лучших времен первого аварского каганата это маловероятно, а спустя десятилетие после его (каганата) разгрома славянами Само, так и вовсе удивительно.

2) Все что мне стало известно из источников про аваров и славян, аваров и ромеев говорит о том, что Авария это государство в Паннонии, на западе Балкан и нет доказательств того, что ее власть устойчиво распространялась на Причерноморье и далее. Вероятно, авары имели какие-то контакты со степью. Об этом свидетельствует Феофилакт сообщая об отношениях «гуннских» племен и авар, которых он считает «псевдоаварами»: «Барселт (болгары?), уннугуры, сабиры и, кроме них, другие гуннские племена, увидав только часть людей уар и хунни, бежавших в их места, прониклись страхом и решили, что к ним переселились авары. Поэтому они почтили этих беглецов блестящими дарами, рассчитывая тем самым обеспечить себе безопасность». Но авары - это беглецы от тюрок-тюркютов, сразу после них в степи доминирует Тюркский каганат, а затем и его осколок - хазары. Авары получают с Востока подкрепление, об этом пишет тот же Феофилакт: «В это же самое время [под 598 г.] племена тарниах и котзагиров (они были из числа уар и хунни) бежали от тюрок и, прибыв в Европу, соединились с теми из аваров, которые были под властью кагана. Говорят, что и племя забендер было родом из народа уар и хунни. Эта дополнительная военная сила, соединившаяся с аварами, исчислялась в десять тысяч человек». Но характерно, что эти дополнительные контингенты - тоже беглецы. Не может существовать податная аварам и зависимая от них территория, там, где властвует Западно-тюркский каганат (см. рис.22), пускай и в период гражданских войн (в 640-657 годах).



Рис. 22. Западно-тюркский каганат в 7-м веке

3) Кубрат правил болгарами и котрагами на Кубанщине, в Приазовье, а похоронен в 12 км от Полтавы (село Перещепино) - см. рис. 23. Расстояние между ними - почти 1000 км по современным дорогам. Зачем или почему делать этот путь? Ведь умер он, вроде как мирно.



Рис. 23. Где Кубань, а где Полтава

4) Если перещепинский клад это действительно сокровища Кубрата, то по какой причине (а это в основном византийского происхождения вещи - см. рис. 24) они появились в приазовской глуши, а затем были перевезены под Полтаву? На мой взгляд, возможны 2 ответа: 1) это аварские сокровища, точнее их часть, захваченная и увезенная Кубратом/Кувером из сокровищницы кагана; 2) это хазарские (но часть их, возможно, захваченные хазарами болгарские) сокровища увезенные и захороненные в виде клада ими вблизи Полтавы по какой-то причине. Дело в том что состав клада (см. рис. 24) наиболее точно соответствует дару Ираклия в 622 г. хазарскому военачальнику Зиевилу в 622 г. в кавказском походе: «Ираклий, сняв со своей головы венец, возложил его на голову турка; устроив для него пир, Ираклий даровал ему всю пиршественную утварь, императорские одежды и украшенные жемчугом серьги…» (см. Никифор).



Рис. 24. Состав перещепинского клада

5) Как мы отмечали ранее, ни история Альцеко (631-670 гг.), ни история Кувера (680 г.) не дают повода считать отношения аваров к болгарам после смерти Кубрата (660-668) достаточными для принятия одного из сыновей Кубрата (будем считать четвертого после Батбаяна, Котрага и Аспаруха) в Паннонии

6) Более того, поселение пятого сына в Италии, это явно отражение судьбы Альцеко после 670-го года. Но Альцеко не может быть сыном Кубрата, покинувшим Великую Болгарию после его смерти, ибо в 631 г. он уже возглавлял болгар, бежавших от авар. В крайнем случае, он м.б. Альцеко II, сыном Альцеко I.

Previous post Next post
Up