Признак хорошего портрета: если ты не проскроллил фото в ленте, задержал на нем взгляд, не столь важно, по какой причине, значит, фото в себе что-то несет. Конечно, можно останавливаться на совсем плохих фото, но когда фото плохое, вы это сразу знаете. Когда портрет хороший, вы не до конца понимаете, почему так, в то же время осознавая, что дело не только в хорошем техническом исполнении.
Портрет это баланс между эстетикой (красотой), концепцией и техничностью. Как минимум одна составляющая должна присутствовать. Один человек сказал: вот вы сделали работу, подумайте, она вот как вещь, красивая? Повесили бы вы её на стену, в рамке? Часто достаточно, чтобы фотография просто была красивой, без всяких там концепций, или идеального технического исполнения.
Портрет это поиск гармонии. Важна окружающая среда. Хотя, можно и на черном фоне делать интересные вещи.
В целом, субъективно для меня, портрет человека − это на самом деле не портрет того, кого вы сфотографировали, это ваш автопортрет. В кадре должны быть вы, одновременно физически в нем не присутствуя. Что-то вроде подчерка, вашего духа, видения. Никаких эзотерических намеков, вы сами увидитие и узнаете этот момент, когда вам предоставится возможность.
Хороший портрет − глубокий. Его можно смотреть по многу раз, вы сохраняете такую фотографию, потому что хотите к ней вернуться. Такая фотография меняется со временем, хотя файл картинки остается неизменным. Восприятие раскрывает разные слои изображения. Хочется больше, хочется ещё. Обычная фиксация человека в жизни не так глубока в этом плане. Вы должны вытащить из человека то, что вы считаете его сутью, его сокровенное, его особую часть, которая отличает его от других людей.
Портретист должен стремиться тонко чувствовать людей. Здесь он выступает в роли этакого психолога на пол ставки. Нужно иметь чутьё, реакцию. Сама эссенция человека, о которой велась речь выше, никогда не проявляет себя надолго. Это всегда момент. Этот момент показывается только вам, только в определенное время, ваша задача − поймать его. Не буду врать − это сложно. Иногда даже почти нереально. И это тот момент, что делает хороший портрет − хорошим и тот, которого нет в посредственных кадрах.