8. Рим. Восток под властью Помпея
Помпей действовал четырьмя способами.
1. Образовывал новые провинции Республики и изменял границы старых.
2. Создавал принципиально новые образования - вассальные государства - тетрархии.
3. Заключал с побеждёнными или выразившими покорность иностранными царями, князьями и городами личные договоры и делал их своими постоянными клиентами.
4. Основывал города.
Страны, где воевал Помпей, составили область его власти и влияния. Вот как она выглядела в 62 году, когда Помпей покинул Восток и вернулся в Рим.
«Помпеевы» провинции
1. Вифиния и Понт - в северной половине Малой Азии, на месте бывших царств Вифинского и Понтийского. В провинцию входили области и города, сильно опустошённые последней многолетней войной с Митридатом. Помпей восстановил здесь греческие города и постарался уничтожить систему военных поселений Митридата, которые делали его народ бедным, а царство агрессивным.
2. Сирия и Киликия - Помпей образовал новую провинцию Сирия и присоединил к ней старую провинцию Киликия (которую тоже расширил). Новая административная единица получилась огромной по территории и чрезвычайно богатой. Именно она была центром всей новой системы римских владений на Востоке, созданной Помпеем. Сирия стала и новым центром обороны римских владений - Помпей оставил в ней два легиона солдат.
Эта провинция была, по замыслу Помпея, преторской. По крайней мере именно в таком виде она была учреждена в 59 году, когда распоряжения Помпея на Востоке были утверждены в Риме. Для Помпея было чрезвычайно важно, чтобы этой провинцией управлял лояльный ему человек, а провести в преторы или выбрать из преторов такого человека было проще, чем из консулов. По той же причине, наверное, Помпей соединил Сирию и Киликию - назначение правителя одной провинции в Риме провести легче, чем двух. При этом управляемостью новой «суперпровинции» пришлось пожертвовать. Автор ещё вернётся подробнее к этому вопросу.
«Помпеевы» тетрархии
Галатия. Помпей разделил Галатию, страну в Малой Азии, на части и поставил их правителями с титулами царей тех, кого он выбрал. Цари-тетрархи Галатии стали клиентами Помпея.
Клиенты Помпея
Автор перечислит не все, а только основные страны на Востоке, правители которых были клиентами: Боспорское царство (в Крыму), Армения, Мидия, Парфия, Каппадокия, Коммагена, Иудея.
Автор полагает, что со всеми государствами, которые Помпей победил в войне, и с теми, которые подчинились добровольно, он заключил личные клиентские договоры.
В клиентских договорах Помпей выступал как действующий от своего имени, как сторона договора. Республика к этим договорам не имела никакого отношения.
Договоры были неравноправными. Вассальными, или, называя их на римский манер, клиентскими.
Помпей, в силу военной победы или в силу добровольного подчинения другой стороны, становился её патроном, то есть господином или покровителем, но не абсолютным, а на условиях договора. Другая сторона (с другой стороны выступал тоже лично царь или другой правитель, или народ, если это был город-республика) становилась клиентом, то есть вассалом. Договор был бессрочным.
Договор, когда он заключался с царём, был личным, и когда царь умирал, его наследник мог и не признать себя клиентом Помпея. Похоже, именно это случилось с царями Набатейского царства - оставленный Помпеем наместник Сирии Скавр в 61 году победил царя Арету III и заставил его платить дань, но уже в 55 году тогдашний наместник Сирии Габиний (тоже ставленник Помпея) опять идёт войной на нового царя, Малику I. Видно, новый царь отказался признать себя вассалом Помпея, и его пришлось к этому принуждать войной. Но случай с Малику был скорее исключением - обычно наоборот, новый царь сам стремился подтвердить клиентский договор с Помпеем - ведь только тогда Помпей взял бы его под защиту.
Договор был устным. Денежные обязательства, возможно, фиксировались письменно, в виде фиктивного договора займа, по которому царь, якобы, получал от Помпея взаймы деньги, и обязан был выплачивать проценты с долга, а через сколько-то лет - и основной долг вернуть. А вот основное содержание, конечно, не записывалось. Конечно - потому что Помпей не мог допустить даже малейшего риска, что такой договор будет обнародован.
Основные обязательства сторон, насколько можно судить по событиям 50-х годов, были такими:
Помпей как патрон должен был помогать клиенту в Риме в его отношениях с римским государством - обеспечивать поддержку просьб клиента к Республике (обычно к сенату), защищать клиента от обвинений, не допускать, чтобы Республика, или отдельные граждане при её поддержке, предъявляли бы к клиенту несправедливые требования (в основном денежные, конечно).
Клиент был обязан регулярно выплачивать Помпею оговорённую сумму (и, наверное, по особому требованию патрона, делать чрезвычайные платежи), исполнять разные другие требования патрона (например, поставлять зверей для гладиаторских игр в Риме, которые устраивали сторонники Помпея), в случае, когда Помпей поведёт войну - направлять своих солдат ему на помощь, и, видимо, хранить верность патрону - не искать в Риме помощи у врагов Помпея.
Возникали и другие ситуации, в которых клиенты обращались к патрону-Помпею за помощью, например, в 65-64 годах он как судья-посредник разрешал споры между клиентами (территориальный спор между Парфией и Арменией).
Вот иллюстрация положения одного клиента Помпея. Цицерон, наместник Киликии в 51 году, попытался помочь своему другу Бруту взыскать долг с Ариобарзана, царя Каппадокии и клиента Помпея. Вот как описывает сам Цицерон в письме, что у него вышло:
«Я добился, чтобы Ариобарзан уплатил ему (Бруту - ТА) таланты, которые он обещал мне. Пока царь был со мной, дело обстояло прекрасно, но затем шестьсот управителей Помпея начали на него наседать. Помпей же более могуществен, нежели все прочие, как по прочим причинам, так и потому, что он, как полагают, приедет для войны с парфянами. И вот ему теперь выплачивают следующим образом: каждый тридцатый день по тридцать три аттических таланта - и это из налогов; но для покрытия месячного роста этого недостаточно. Однако наш Гней переносит это с мягкостью. Он не получает основного капитала, а ростом, хотя и неполным, доволен. Никому другому царь не платит и не может платить; ведь у него нет казны, нет доходов. Налоги он взимает по способу Аппия (то есть очень отбирая у подданных всё, что можно - ТА); их едва хватает на уплату роста Помпею».
Надо ли говорить, что, конечно же, совершенно невероятно, чтобы Помпей действительно дал когда-то Ариобарзану в долг более 3300 талантов (разрешённый в Риме процент был тогда 1/100 в месяц). А значит, долг был фиктивным и на самом деле царь только исполнял свои клиентские обязательства.
Как может видеть читатель, Помпей становился для своего клиента на место Республики - царь платит Помпею оговорённую сумму, довольно большую (действительно ли финансовые дела царства были так плохи, как представлялось Цицерону - трудно сказать, во всяком случае, Ариобарзан смог через два года, в 49 году, собрать и привести Помпею 500 всадников, что позволяет предположить, что таким уж нищим царь всё-таки не был), а взамен на все финансовые претензии со стороны даже и римских наместников может отвечать отказом со ссылкой на того же Помпея.
Города Помпея
Многие из завоёванных и покорённых Помпеем стран были населены в основном зависимыми крестьянами и почти не имели городов. По сравнению с наиболее сильными и развитыми государствами Средиземноморья того времени эти области были отсталыми и бедными. Те страны, где цари строили города и поселяли в них греков и македонцев, начинали развиваться и богатеть. Греческие (или устроенные по греческому образцу) города-полисы могли существовать только как коллективы свободных, самостоятельных и активных людей, с их появлением расширялись торговля и обмен, в самих городах развивалось производство. Через такие города страна как бы подключалась к «Интернету» того времени - получала доступ к общегреческому экономическому и культурному пространству, а значит, к наиболее развитым технологиям, к кредиту, к новейшим культурным достижениям (читатель ещё увидит, что и Парфия использовала ту же «сеть»). И наоборот, когда Митридат в Понтийском царстве в 70-х годах начал отбирать земли у городов и увеличивать подати с них, а на отнятых землях создавать военные поселения-«башни», такая политика увеличила отсталость страны, привела царя к поражению в войне с Римом и гибели.
Помпей основал только в римских провинциях тридцать девять городов, и ещё много городов создал или восстановил в клиентских государствах (например, восемь городов он создал в Каппадокии). В одних городах он поселял своих ветеранов, в других - местных крестьян, в третьих - пленных врагов. Все города, основанные Помпеем, естественно становились его клиентами. И как раз города могли получать от Помпея и настоящие займы - на строительство, а потом уплачивать по ним патрону проценты.
Чтобы исполнять свои долг патрона, и чтобы управлять провинциями и клиентами, Помпею нужно было практически с нуля создать целый аппарат управления. Вот об этом, к сожалению, практически ничего не известно, так что в основном приходится догадываться, как этот аппарат был устроен и из кого состоял.
Во-первых, у Помпея в Риме должен был быть «штаб», куда входили те, кому он доверял принимать важные решения и кому мог дать ответственные поручения. Автор предполагает, что Помпей, ещё раньше Цезаря, собрал для этого сильную команду управленцев, причём выбирал он их явно не за знатности, а за компетентность. В команде Помпея важные роли играли не только римляне, но и греческие «философы», такие, как Теофан Милетский, и вольноотпущенники, такие, как Деметрий из Гадары. Аристократы были в ярости, когда видели, что какой-то вольноотпущенник, вчерашний раб, управляет для Помпея чуть ли не целыми царствами - союзниками Рима. При «штабе» Помпей просто должен был иметь в Риме что-то вроде «канцелярии», куда стекались письма и гонцы от клиентов, и где их бы сортировали и готовили и отправляли на них ответы.
В провинциях Помпей мог воспользоваться аппаратом управления Республики - в каждую провинцию Рим направлял магистрата-губернатора (проконсула или пропретора), магистрата-казначея (квестора) и их гражданских и военных помощников, служба которых оплачивалась из казны. Здесь Помпею нужно было только добиться, чтобы в его провинции были назначены правителями его люди.
А вот к клиентам, там, где требовалось помочь царям, или проконтролировать их, Помпей уже, выходит, опять должен был отправлять свих помощников в частном порядке - как тех «шестьсот управителей» к Ариобарзану.
9. Рим. Республика и монархия. Династы
Как же так вышло, что проконсулы стали сами вести свою собственную политику и создавать свои «государства» из владений Республики? Кто им дал такую возможность? И кто дал им на это право?
Ответ автора - возможность дала новая армия. Во главе новой армии полководец одерживал эти самые невероятные (автор понимает, что он уже просто захвалил победоносную новую армию, просит прощения у читателя и обещает, что скоро он перейдёт к другим темам, и тогда этот поток эпитетов в превосходной степени прекратится) победы сам, один. Раньше, когда Рим вёл войны, метрополия посылала подкрепления, чтобы заместить традиционные огромные потери, чуть ли не ежегодно сменяла войска и полководцев, вела неспешные переговоры через посольства, так что выходило, что войну и победу одерживает вся Республика.
Теперь же войну организовывал и вёл именно полководец, вдали от Рима, а зачастую и во вражде с правительством в Риме. Новая армия была практически самоокупаемой и самообеспечиваемой, все её действия, от размещения и снабжения до непосредственно маршей и сражений, организовывал и возглавлял именно полководец. От его приказов и распоряжений зависела война целиком, от дипломатической подготовки, переговоров с союзниками, составления армии из легионов и союзных контингентов, организации снабжения, выбора места расквартирования на зиму, маршрута похода, стратегии и тактики, до распоряжения захваченными трофеями и людьми и определения результатов войны, переговоров и заключения мира. Именно он определял судьбу городов, племён и царств. Именно он, выходит, и вёл войну, и одерживал победы, а не далёкая Республика.
И вот тут власть полководца вдруг принимает новое качество. Из власти, данной ему на время Республикой, она превращается во власть, полученную от других, высших сил. Другую по самой своей сути. Власть одного человека, доказавшего, что он превосходит тех, кто ему подвластен. Власть, основанную не на пергаменте или папирусе, не на постановлении или декрете, а коренящуюся в самом человеке, исходящую от самой особы властителя. Власть монархическую.
Это одна из величайших тайн истории - как возникает монархия. Кто (или что) даёт монарху право стать царём. Как один человек возносится над другими, и превращается в не-человека. В сверхчеловека. В монарха. В царя. И как все остальные, его бывшие сограждане, города и племена, враги и друзья, те, кто знал его всю жизнь, и те, кто ничего о нём не знал, подчиняются ему.
Автор не знает этой тайны. Он может только описать, как такое происходит. Можно определённо сказать, что большое значение здесь имеют: бессилие, действие, успех, признание. И ответственность.
Бывает так, что целые страны оказываются в опасности. И люди не могут справиться с этой опасностью, они бессильны перед ней. Бывает и так, что большие группы людей несут какую-то тяжесть, делают большое и трудное дело. И когда-то они изнемогают под этой тяжестью, у них не остаётся сил продолжать.
И тогда находится один человек, который берёт на себя ответственность за жизнь, благополучие и счастье других: тысяч, миллионов. Такую большую, что отвечать ему уже не перед судом этих людей - нет таких человеческих закона и суда, нет такого наказания и такой награды, которые соизмеримы с тем, что он сделает, - и с тем, что случится, если он потерпит неудачу. Такая ответственность - уже перед чем-то большим, перед страной, перед богами… Может, ему придётся изменить жизнь миллионов людей, а может, наоборот, отстоять её неизменность. Может, он не хотел этой ответственности, а может, наоборот, к ней стремился - теперь это неважно, важно только, справится ли он. И вот он не отказывается, он берётся, он идёт на риск и делает то, что никто другой не сделал. И он справляется, он устраивает их жизнь, их судьбу по-новому, многих губит, но остальных, большинство, сохраняет. И тогда люди покоряются ему. Они отдают ему власть над собой. Теперь он отвечает за них всех, теперь это его подданные, его народ. Боги говорят с народом через него, и он отвечает перед богами.
На Востоке уже 100 лет, со 160-х годов, усиливался хаос. Республика разгромила великие эллинистические царства, но не установила новый порядок. Наоборот, она поддерживала и разжигала хаос и анархию, поддерживала отделявшиеся от держав Селевкидов и Птолемеев царства и княжества, натравливала одних претендентов на престол на других, создала страну пиратов - Киликию, и никому не позволяла навести там порядок. Сменявшие друг друга у власти в Риме клики аристократов-нобилей только использовали этот хаос, чтобы грабить Восток, и отказывались принимать на себя любые обязательства перед подвластными, да даже и подвластными отказывались их признать - только «друзьями и союзниками».
На Востоке правление Республики всё больше воспринималось как грабительская система, прикрытая коллективной безответственностью римских сенаторов. При монархии (практически везде на востоке правили цари) за все действия государства отвечает царь, это его «предприятие» и он кровно заинтересован, чтобы у него была хорошая репутация и нормальные отношения с другими государствами. Царь ведёт дела за всю страну и любые претензии можно предъявлять к нему, лично. Даже если царь не соблюдает обязательства, хоть перед подданными, хоть перед другим царём, хуже от этого обычно как раз ему - рано или поздно счёт за все обиды так или иначе будет ему предъявлен - подданные изменят или восстанут, соседи пойдут войной или откажут в поддержке в трудный момент. Поэтому цари, которые хотят оставаться на троне и передать власть наследнику, просто вынуждены соблюдать свои обещания, соблюдать правила и вообще держаться, так сказать, в рамках приличий.
В Республике же не бывает суверена, лица, с которого можно спросить за несдержанное слово - поэтому Республика слова и не держала. Или иногда держала - не задаром, впрочем, - а потом брала назад. Каждый год (иногда реже, но уж точно каждые несколько лет) в восточные провинции приезжали из Рима новые проконсулы и пропреторы, которые и слышать ничего не хотели о том, что с прежними у провинциалов и союзников были какие-то договорённости и правила. Новые наместники отказывались от исполнения обещаний, или забирали у союзников назад отданное их предшественниками, а вот требовать всё, что положено им, не забывали. И сверх этого требовать тоже не забывали. Сложная система взаимоотношений между республиканскими органами власти отлично помогала Риму и его наместникам нарушать слово и всегда толковать правила игры в свою пользу. Что-то наместник мог сделать сам, на что-то ему нужно было разрешение сената или народа Рима, а что-то и вовсе было ему запрещено законом (но об этом знал только он), так что он всегда мог что-то пообещать, а потом не исполнить, или в Риме могли обнаружить, что наместник действовал незаконно, и его решения отменить. Если из-за несправедливого управления начинались восстание или война между союзниками, то Риму, точнее, правящей клике, это было даже и выгодно - можно отправить армию и при подавлении восстания хорошо пограбить, а за примирение союзников получить взятки от обеих сторон.
Тогда некоторые восточные цари в 90-х года попытались взять власть на Востоке в свои руки. Цари Митридат Парфянский, Митридат Понтийский, Тигран Армянский поделили страны Востока между собой и установили в своих владениях мир. Но новый порядок не продержался и двадцати лет - из Рима пришли легионы Суллы и Лукулла, разгромили царей и разрушили его. К 67 году опять десятки мелких царств воевали друг с другом. Пираты из римской провинции Киликии грабили берега стран Востока и отправляли в Италию тысячи порабощённых, а римские наместники чаще отпускали случайно пойманных другими пиратов, чем ловили их сами. В возрождённом Лукуллом Сирийском царстве поставленный Лукуллом в цари Антиох воевал с поддержанным римским наместником Киликии Марцием Рексом претендентом на трон Филиппом, и оба платили Риму за поддержку (последнее - предположение автора).
А в 67 году на Восток пришёл во главе римской армии Гней Помпей. Он уничтожил пиратский промысел в Киликии, а сдавшихся пиратов поселил в новые города. Он подчинил Сирию и Киликию Риму, и там, где был хаос и война всех против всех, установил мир и порядок. Он ввёл в новых провинциях налоги в пользу Республики, и его люди, когда они были наместниками, строго следили, чтобы римские всадники при сборе налогов не брали лишнего. Он прекратил войны между царями и взял на себя, как их нового патрона, разрешение споров между ними. Он установил твёрдые взносы себе от царей-клиентов, которые были им посильны, и защищал их от поборов наместников. Он добился полного признания всех своих восточных распоряжений в Риме в 59 году, и всеми силами отстаивал их неизменность, пока был жив. Цари приезжали в Рим за защитой своих дел к нему, и он защищал их перед сенатом и народом. Помпей стал для Востока тем, кого так долго ждали - сильным и справедливым повелителем. Царём.
Монарх - это суверен, он действует сам и ни у кого не спрашивает разрешения, он может поменять устаревшие правила игры. Республика аристократов слишком долго держалась за старые правила, так что Восток с радостью отдал власть над собой тому, кто взял на себя смелость эти правила изменить. С 63 года лучшая половина владений Республики оказалась под властью одного римского гражданина - Помпея. Но царём Помпей всё-таки не стал, его положение было двойственным и довольно необычным.
С одной стороны, для Востока он был правителем-патроном и гарантом того, что его новые правила будут соблюдаться. Там ему подчинялись миллионы людей и по его приказу клиенты могли собрать ему целую армию (как это и случилось позже, в 49 году). С другой стороны, в Риме он был только одним из девятисот тысяч граждан. Правда, не совсем уж таким, как все. Например, Помпей стал самым богатым из римлян. Годовой доход Помпея от взносов его восточных клиентов (если очень приблизительно посчитать, отталкиваясь от суммы, которую платил Помпею Ариобразан - 400 талантов в год) доходил, наверное, тысяч до трёх талантов или до 20 миллионов денариев. Это притом, что годовой доход Республики составлял тогда 50 миллионов денариев. Но всё-таки формально Республика власть Помпея ни в коей мере не признавала. Вот этот статус полу-царя, полу-гражданина автор и предлагает называть словом «династ». Помпей стал первым династом в Республике, но вскоре и другие политики захотели того же…