Виски Johnnie Walker. Мифы и голые факты.

Sep 25, 2012 20:31


"Жизнь слишком коротка, чтобы пить плохое виски"
Народная мудрость

В 1805 году в семье Александра Уокера и его жены Элизабет Геммель с фермы Тодридж возле Килмарнока произошло радостное событие. У них родился долгожданный сын, которого назвали Джон. Мальчик рос здоровым и крепким ребенком и радовал своих родителей.
Джону было 14 лет, когда умер его отец. Уокерам пришлось продать ферму, выручив за нее в общей сложности 537,15 фунтов стерлингов. Этого хватило, чтобы купить бакалейный магазин в Килмарноке, управлять которым пришлось четырнадцатилетнему Джону Уокеру.
Оказалось, что Джон от природы обладает превосходным нюхом и вкусом. В лавку Джона вскоре стали приходить за чаем, который юный Джон успешно смешивал из разных сортов. Его эксперименты по смешиванию пользовались немалой популярностью, и этот опыт впоследствии ему пригодился для купажирования виски.

В 1825 году Джон Уокер - уже весьма успешный бизнесмен, сделавший себе имя в Килмарноке. К этому времени он продавал все подряд - от писчей бумаги до собственных купажей чая и виски.

1837 год ознаменовался радостным событием для Джона и его жены Элизабет Пурвис - у них родился первенец. Ребенка назвали Александром, и потом Джон уверял, что сразу понял - мальчику суждено нести славу семьи Уокеров по всему миру. Когда сын подрос, Джон стал вводить его в свой бизнес. Постепенно Александр стал заниматься магазином, а Джон плотно занялся купажированием виски.

Около 1843 года в Килмарноке появилась железнодорожная станция - город оказался на пути цивилизации. Это навело коммерческую мысль Джона Уокера на возможность заняться торговлей по всей Шотландии и за ее пределами - благо теперь транспортировка товара заметно упростилась. Чем он и начал заниматься, неся в массы известность своего виски.

Но в 1852 году произошло печальное событие. Неожиданное наводнение практически полностью уничтожило бакалейный магазин Уокера. Его сын Александр, конечно, помогал отцу реанимировать предприятие, но все равно это был сильный удар. Полностью от него оправиться удалось только через пару лет, когда их семейное дело снова восстановилось до прежнего уровня.

В 1857 году Джон Уокер умер, и бакалейный магазин перешел к сыну. Тот поклялся превратить скромное, но успешное предприятие отца в новое чудо света. Для начала Александр сделал купажирование виски основным источником семейного дохода и поднял долю доходов от него с 8 до 95%.

Потом он сделал еще один важный ход. В те времена виски в такого рода бакалейных магазинчиках чаще всего продавалось на розлив, и первое время Александр так и делал. Но потом он стал разливать его в бутылки и продавать уже поштучно, а не на литры. Это как бы должно было намекать покупателям, что у него не просто самодельный самогон, а качественный продукт. Это сработало.

В 1860 году фирма John Walker & Sons стала выпускать свое виски в особой квадратной бутылке. Покупатели стали отличать бутылки Johnnie Walker от других даже издали. Кроме того, квадратные бутылки было удобнее транспортировать (они занимали меньшую площадь и были устойчивее), в том числе, на кораблях. Виски стало поставляться морскими путями во все уголки мира, а капитаны кораблей получали свои комиссионные как распространители бренда.

В 1877 Александр Уокер регистрирует знаменитую косую этикетку с надписью Johnnie Walker. Сейчас эту оригинальную этикетку знают по всему миру, а тогда это был весьма неожиданный и остроумный ход. Он привел к еще большей узнаваемости этого виски во всех странах.

Свою первую медаль виски Johnnie Walker выиграло на международной выставке в Сиднее - за многие тысячи миль от родного городка Килмарнока. Произошло это в 1879 году. За Сиднеем последовали награды на выставках из Мельбурна, Аделаиды, Парижа...

В 1887 году Александр Уокер сделал очередной хороший ход. Он публично заявил, что его просят ухудшить качество производства, чтобы снизить цены. Якобы виски Johnnie Walker слишком популярно, но не все могут себе позволить его купить. "Мы намерены делать виски наилучшего качества, чтобы никто другой на рынке не мог бы превзойти нас!"- заявил он, чем еще больше подстегнул общественное мнение считать его виски продуктом не для всех.

1887 год был годом, когда Уокеры прорвались в Южную Африку. Фирма "Rolfes Nebel & Co" получили эксклюзивное право представлять их в Южной Африке. Качество популярного виски не подвело и здесь - продажи пошли неплохо, несмотря на то, что для Африки это совсем не типичный напиток.

В 1889 году Александр Уокер умер, и компания перешла в управление его сыновей - Александра II и Джорджа. Александр II оказался прекрасным купажистом, а Джордж - неплохим бизнесменом. Вместе они составляли отличную команду для расширения семейной империи.

Как и большинство производителей виски, братья Уокеры сами виски не производили. Они брали бочки с разными сортами виски у разных фермеров, смешивали их в определенных пропорциях и результат этого смешивания продавали. Но мечта иметь собственное производство, которое можно было полностью контролировать, их не покидала никогда. И вот в 1893 году братья Уокеры наконец приобрели первое свое производство - Cardhu из района Шпейсайд. Дело в том, что Джон очень любил виски Cardhu и во всех своих купажах обязательно использовал именно его. Кстати, это актуально до сих пор! Если вы задумчиво скажете, пробуя виски Johnnie Walker: "Здесь большой процент Cardhu", то попадете прямо в точку. Сейчас Cardhu - практически визитная карточка компании. В этой небольшой вискикурне находится музей Джонни Уокера, и она всегда готова принять гостей.

Купажные эксперименты Александра принесли отдачу. В 1906 году компания Уокеров представлена тремя основными брендами: Old Highland Whisky, Special Old Highland и Extra Special Old Highland. Для дополнительного визуального отличия у всех трех делаются разные этикетки разных цветов.

Однажды солнечным утром 1908 года братья Уокеры завтракали со своим хорошим знакомым - карикатуристом Томом Брауном. Тому пришло в голову, что слово "walker" (ходок, путешественник, гуляка, турист) можно прекрасно обыграть. Он тут же схватил меню и на его обратной стороне изобразил шагающего человека в монокле и с тросточкой.




С тех пор человек так и шагает на каждой бутылке этого виски. Меняется лишь его цвет, да несколько десятков лет назад был изменен шрифт. Самые разные шагающие человечки - в разные стороны, разных цветов - стали весьма узнаваемым символом виски Johnnie Walker.




Кстати, название "Johnnie Walker" было официально запатентовано только в 1908 году. А год спустя Уокеры решили переименовать свое виски в соответствии с привычкой большинства потребителей называть их по цветам этикеток. Таким образом были выпущены три линейки виски:  "White Label", "Red Label" и "Black Label" (соответственно, белая, красная и черная этикетки). "Белая этикетка" (самый молодой и дешевый купаж) вскоре прекратил свое существование. Дело в том, что как раз в 1909 году был принят закон, определивший минимальный срок выдержки виски в три года, а срок выдержки виски в "белой этикетке" был на год меньше, чем нужно.

В 1910 году рекламный слоган "Born 1810 - still going strong" (что можно перевести примерно как "Рожден в 1820 - и все еще в силе!") был зарегистрирован как торговая марка. Наряду с фигурой шагающего человека он стал олицетворением новаторского духа и дальновидности Уокеров. К сожалению, на русский эту великолепную игру слов адекватно перевести сложно. Сейчас слоган сокращен до двух слов: "Keep Walking" - своего рода приказ "Продолжаем движение!". Что подсознательно читается как "Продолжать пить Johnnie Walker!"

Говорят, что году эдак в 1915 сэр Уинстон Черчилль нарисовал картину "Горлышко бутылки", посвященную его любимому виски - Johnnie Walker Black Label. Сейчас эта картина висит в столовой семейного поместья в Картвеле.

В 1920 году Штаты объявляют "сухой закон", а в Шотландии Александр Уокер Второй создает уникальный купаж, чтобы отметить столетие бизнеса. Купаж был подарен только узкому кругу руководителей компании, но потом пошел "в народ". В настоящее время он доступен всему миру под названием Johnnie Walker Gold Label. К этому моменту Johnnie Walker продавался уже в 120 странах, чем Уокеры страшно гордились.

В 1926 году, стараясь увеличить известность своего продукта, Уокеры придумали награду "За один удар" в гольфе. Сертификат и бутылку виски получали те, кто попадал в лунку за один удар. Самым знаменитым человеком, получившим эту награду, был принц Уэльский на Уимблдоне в 1931 году.

Сорт "Swing" (он же "неваляшка") появился после того, как Александр Уокер неоднократно поплавал по Атлантическому океану на трансатлантических лайнерах. В США еще свирепствовал "сухой закон", и, естественно, все эти рейсы были "пьяными" - вырвавшиеся на волю американцы отрывались "по полной"! Александр подсчитал, что во время одного такого рейса выпивается не менее 2500 бутылок виски, то есть рынок очень даже неплохой. И в 1932 году вышел специальный сорт виски для трансатлантических пароходов и богатеньких желающих промочить горло. Бутылка в форме неваляшки не переворачивается даже при сильном шторме. В состав купажа входит 35 сортов виски, преимущественно из Шпейсайда.

В знак признания заслуг и неизменного качества виски, в 1934 году дом "John Walker & Sons" получил свою первую королевскую грамоту. Грамота действует до сих пор, и до сих пор виски Johnnie Walker официально поставляется к королевскому столу.

150 лет со дня рождения семья Уокеров праздновала широко. Среди прочего, выпустила ограниченное количество подарочных наборов с редким купажом виски в хрустальных графинах по $2000 за штуку. По мнению экспертов, это был лучший из всех марочных виски.

В 1992 году был выпущен один из лучших купажей - Blue Label, состоящий из редких и дорогих солодов. Это виски сначала появилось в сети магазинов беспошлинной торговли и было самым дорогим виски в этой сети - $220 за бутылку! С течением времени его цена в Duty Free снизилась почти вдвое, но все равно "Синяя этикетка" осталась один из самых дорогих купажированных виски в широкой продаже и одним из самых элитных виски в мире вообще. А в 1995 был восстановлен рецепт того самого виски, которое Александр Уокер Второй создал в 1920-ом году. Это была знаменитая "Золотая этикетка" - Johnnie Walker Gold Label. Теперь его вкус с сильной и яркой смесью засахаренных пряностей с тонами меда, миндаля и марципана, доступен любителям хорошего виски.

Виски Johnnie Walker Red Label. Светлый красновато-золотистый цвет. Аромат спиртуозный, свежий, с дымком. Вкус сладковатый, слегка дымный, с тонами пряностей и ванили.

Самый известный представитель категории "стандартный купаж" среди шотландских виски. Вы можете не любить это виски, предпочитая другие сорта, но не уважать его нельзя - это виски №1 по продажам в мире. В списке самых популярных крепких алкогольных напитков Johnnie Walker Red Label на четвертом месте после рома Bacardi, водок Smirnoff и Absolut. Ежегодно продается более 7 миллионов коробов "Красной этикетки".

В состав этого бленда входит около 35 различных виски. Основу купажа составляют Cardhu из района Шпейсайд и Talisker с острова Скай; также остроту и насыщенность придает пряный морской виски с острова Айла - Caol Isla.

Виски Johnnie Walker Black Label. Темно-янтарный цвет с золотыми блестками. Аромат дымно-медовый, с тонами яблок и цитрусовых. Сложный, гармоничный и великолепно сбалансированный букет, в котором, с одной стороны, «играют» дымно-торфяные ноты, а с другой - сладкие фруктовые. Долгое послевкусие - шоколада, изюма и дымного торфа.

Это самый продаваемый виски класса де-люкс в мире - ежегодно продается три с половиной миллиона коробов Johnnie Walker Black Label. Это единственный напиток 12-летней выдержки, входящий в первую двадцатку самых популярных виски мира - он находится на 19-м месте.

В его состав входит около 40 сортов виски возраста не менее 12 лет. Маслянистый и богатый, с ярко выраженной торфянистостью и дымностью, которая, тем не менее, не забивает медовую сладость и аромат и живость солода; великолепный баланс разнохарактерных виски, дающих в сочетании уникальный букет. Основу купажа составляют шпейсайдовский виски Cardhu, придающий медовые оттенки, айловские Caol Isla, Lagavulin и Talisker с острова Скай, привносящие пахучесть, торфянистость, дымность и морские тона, а Aberfeldy и Glenlossie добавляют яблочный аромат. Впрочем, каждый из 35 солодовых виски и 5 зерновых привносит в итоговый купаж свои нюансы, делающие букет Black Label поистине уникальным.

Виски Johnnie Walker Gold Label. Золотистый цвет полностью оправдывает название. Аромат медовый, прозрачный. Вкус легкий, пряный и сладкий, с долгим и мягким послевкусием.
Это один из самых медовых на вкус шотландских виски. Идея была взята из записных книжек Александра Уокера II, делавшего заметки о купажировании нового сорта, который он планировал выпустить к столетнему юбилею компании Johnnie Walker. Предполагалось создать идеальный сорт виски. Gold Label в течение долгого времени он был предназначен только для членов семьи и высшего руководства компании, так как запасы 18-летнего виски, а значит и Gold Label были небольшими.

Основа купажа - односолодовый виски Clynelish. Этот солод полностью оправдывает название "Золотая этикетка": вода для производства берется из Clynemilton Burn - ручья Клайнмилтон. Ручей протекает среди гор, в которых в XVII-XIX веках мыли золото. Тонкий химический анализ воды показал наличие его следов. Очевидно, уникальная вода, обогащенная золотом, придает Clynelish такой неповторимый вкус. Это виски выдерживается в бочках из-под хереса, что вносит в купаж Gold Label дополнительный привкус.

Виски Johnnie Walker Blue Label. Густой, насыщенный янтарный цвет с золотым отблеском. Аромат глубокий, дымный, с тонами хереса. Вкус интенсивный, с сухофруктами, торфом и дымом. Стиль напоминает Black Label, но в нем нет медовых тонов. Послевкусие долгое, с легким дымком.

Создав Blue Label, мастера купажа компании хотели воспроизвести вкус виски XIX века - мощный, насыщенный, яркий и тяжелый. В купаж входит 16 солодовых виски, некоторые из которых выдержаны сто лет! Основу купажа "Голубой этикетки" составляют островные виски: первую скрипку играет Caol Isla, а вторую - Royal Lochnagar, виски, который любила королева Виктория. В состав купажа входит ряд виски, которые уже никогда не будут производиться. Например, Auchterool 1923 года. Эта вискикурня уже давно не существует. Все бутылки сине-зеленого цвета имеют порядковый номер (всего 5 цифр) и упакованы в выстланную атласом подарочную коробку.

Кроме этих четырех основных блендов, у Johnnie Walker есть ряд других виски - Johnnie Walker Premier, Johnnie Walker Honour, Johnnie Walker Swing и Johnnie Walker Pure Malt.

Johnnie Walker Premier - довольно редкий вариант Johnnie Walker. Это купаж старых виски, очень дымный и хересовый, с мощными тонами дуба; его можно сравнить со старым коньяком. Этот бленд, так же как и Johnnie Walker Honour, представлен не на всех экспортных рынках (например, в России он практически неизвестен). Но ценителям виски в России хорошо знакомы Johnnie Walker Swing и Johnnie Walker Pure Malt.

Про Swing мы уже писали, а Johnnie Walker Pure Malt - это последнее прибавление в семье Уокеров, появившееся во второй половине последнего десятилетия прошлого века. Это виски типа vatted malt (купаж солодовых виски). В России он имеет прозвище "зеленая этикетка", хотя в отличие от других брендов, имеющих "цветные" названия, официально "зеленым" он не называется. Удивительно вкусный и сочный напиток, многослойный, фруктовый, со множеством нюансов вкусов и ароматов.

Кстати! В свое время из-за высокой популярности напитка пришлось вводить бутылки большого объема. Так появилось виски Red Label объемом 4,5 и 5 литров и Black Label объемом 4,5 литра.

Написано специально для проекта InPinto, перепост обязателен с указанием это факта.

Коктейли, алкоголь, мифы

Previous post Next post
Up