Социализация интернета. Беглый обзор

Jul 20, 2009 23:21

Здесь я приведу небольшой обзор тенденций в области социальных сетей.

Я нисколько не претендую на объективность поданной информации, более того, я прямо заявляю о том, что обзор является достаточно поверхностным. Обзор делал с целью понять тенденции, не сильно углубляясь. Для тех, кто в курсе событий или у кого нет времени на прочтение, могут сразу перейти к разделу "Заключение" - этот раздел является самым главным в этой статье.

Социальные сети, социальные сети, социальные сети!

Проштудировав интернет у меня сложилось впечатление, что все сошли с ума - сегодня в рунете существует не меньше пары сотен социальных сетей общего (неделового) типа.

Примеры социальных сетей: одноклассники.ру, вконтакте.ру, My Space, Мой Мир, семейная социальная сеть, В кругу друзей, по соседству
- это достаточно однородная подборка социальных сетей, которая сегодня представляет самый распространенный тип социальных сетей в интернете. Своего рода классика дня сегодняшнего. В дальнейшем будем называть их социальными сетями общего типа.
Из новенького могу привести пример интересного портала социальной сети общего типа Balluna.ru, но с ограниченными возможностями по вступлению, т.е. на портал люди попадают только по приглашениям, либо с разрешения администрации.

http://w2.com.ua/blogs/fry/balluna_ru_klub_dlja_otkrytyh_ljudej

Чтобы оценить масштаб распространения социальных сетей общего типа и некоторых других сделайте в поисковой системе запрос «список/каталог социальных сетей»:

http://www.keep-intouch.ru/links.htm

http://w2.com.ua/blogs/wafire/open_web_awards_pobediteli

Самые заметные социальные сети в мире
Распространённость «социальных сетей» в мире

Копал, копал, мысли думал, ссылки собирал и в результате нашел готовый обзор :)
Социальные сети, перспективы развития и способы монетизации. Часть 1 или тут
Социальные сети, перспективы развития и способы монетизации. Часть 2 или тут
Социальные сети, перспективы развития и способы монетизации. Часть 3
- единственный маштабный обзор по социальным сетям в рунете на текущий момент. Респект автору, Семенову Никите Андреевичу. Составлен в апреле 2008-го. Хотя и охватывает он все тенденции того времени, всё же он достаточно поверхностный. Впрочем писать более конкретно и научно о развитии рунета особенно в русле социальных сетей смысла нет никакого - откровенно говоря уровень последних не вышел еще за пределы песочницы и стадии банального подражания на заокеанские технологии. С другой стороны, специалистам некогда писать точные обзоры по всему рынку - они сосредоточены на своей части рынка и хотят быть здесь первыми  :) К тому же обзоры из такого динамичного рынка, как IT, всё-равно устаревают в момент их публикации… Каждый день рождаются новые мысли и идеи. Социальные сети - быть может, одна из самых необъезженных лошадок на рынке web-технологий, HR-технологий, коммуникаций, систем управления знаниями, систем коллективной работы над проектами и многое, многое другое…

Еще немного ссылок:

2008 - год деловых социальных сетей (5.12.2007)

Социальные сети и деньги (опубликовано в 2007-м)

Facebook поднял еще 60 миллионов. От того же гонконгца, но не Джеки Чана. (март 2008)

Перспективы развития социальных сетей: корпоративные социальные сети (июль 2008)

Социальные сети всё чаще используются рекрутерами для поиска нужных кандидатов (май 2009)

http://www.i-community2008.ru/
http://www.i-community2009.ru/
Итак, представление о социальных сетях на момент 2008-го года мы имеем. Но я хотел бы поговорить о современных тенденциях и, конечно же, о своём видении ситуации.

Начнем с того, что на социальные сети я смотрю сквозь призму практической пользы для её участников, а не владельцев. В первую очередь я имею в виду участников с творческой натурой, а не натурой потребителя, которому только нужны удобные веб-сервисы и приложения так или иначе связанные с потреблением товаров и услуг. В связи с этим, на социальные сети общего типа я вообще внимание не обращаю. Меня интересует их дальнейшее развитие в деловые социальные сети, сообщества практиков (Community of Practice, CoP), корпоративные социальные сети и всевозможные гибриды на базе перечисленного. Даже профильные социальные сети не вызывают во мне никаких чувств, т.к. по своей сути не являются самостоятельным классом, а данное определение скорее служит для обозначения некой тематической направленности портала. Но начну я именно с профильных социальных сетей, т.к. они стали появляться практически сразу после возникновения самого понимания социальных сетей как таковых.

Профильная социальная сеть (ПСС). Этот термин появился в рунете после набора популярности таких социальных сетей, как вконтакте.ру и одноклассники.ру, а если быть точным, то первое использование названия "профильная социальная сеть" в рунете появилось в первой половине 2008-го года. До сих пор не существует никакого определения ПСС. Да и понятно почему - во-первых, ПСС в том виде, в котором они выглядят сегодня, начали появляться сравнительно недавно (95% порталов открыто в 2008-м и в этом году, остальные 5% в 2007-м), во-вторых, развитие социальных сетей как таковых в рунете сильно отстает от североамериканской доменной зоны, чтобы можно было проводить их классификацию. Но время идет и за последний год наметилась какая-то тенденция по разработке новых движков для социальных сетей. Поэтому мне хотелось бы понять, что такое ПСС и какая их роль в пространстве рунета. Пока я могу лишь попытаться дать только своё понимание ПСС....  
Профильная социальная сеть (ПСС)  - это сообщество людей, объединённых по интересам с целью общения и налаживания контактов в своей среде. С точки зрения устройства площадки общения ПСС - это веб-площадка, основанная на современном "социальноориентированном" движке, и у которой существует своя специфика общения, например, как в клубе любителей рыбалки. Эта специфика задаётся изначально в момент создания веб-площадки раз и навсегда. Принципиально ПСС ничем не отличается в данный момент от всем известных социальных сетей общего типа - вконтакте, Мой Мир и др.. Приставка "профильная" означает лишь некую специфику, накладываемую на веб-площадку. Сегодня российский интернет-бизнес начал серьезно интересоваться профильными социальными сетями, которые приобретают всё более привлекательный вид, как с точки зрения функций, интерфейса и всевозможных фич, так и с точки зрения механизма взаимодействия пользователей внутри самой сети. ПСС представляются им, как возможность более эффективного продвижения рекламы, т.к. аудитория приобретает более четкие характеристики, т.е. реклама становится адресной. Но о каких либо достижениях бизнеса на этом поприще говорить пока рано. Хотя, возможно, прецеденты имеются, например, уже больше года существует огромное количество ПСС на тему сексуальных знакомств и откровенно адультных  проектов, в которых платные услуги всегда востребованы :)

Год 2008-й можно считать годом массового появления ПСС в рунете в том виде, в котором они сегодня присутствуют:
Примеры некоторых действующих ПСС:
- социальная сеть для бизнесменов: http://www.naidiinfo.ru

- социальная сеть инвалидов: http://www.invanet.ru/

- сеть профессиональных контактов "Мой круг": http://moikrug.ru/inv/uvxuoriq/

- социальная сеть музыкантов: http://muzkontakt.ru

- социальная сеть для Рыбаков, Охотников, и Туристов: http://rybakiohotniki.ru/

- социальная сеть туристов: http://tourout.ru/

- финансовый портал "Мой план", который реализован с элементами социальной сети

и еще бескрайнее море других ПСС на любой вкус и цвет....

Текущий год можно считать годом становления популярности ПСС в рунете, сопровождающееся насыщением пользователями.
Если смотреть в ближайшее будущее, то  становится понятно, что определение профильной социальной сети может измениться, или же вовсе не пригодиться. Дело в том, что сегодня меняются принципы устройства вообще социальных сетей, появляются новые виды, в связи с чем термин ПСС может устареть или потерять однозначный смысл. Но здесь я гадать не  собираюсь. Я хочу лишь отметить, что сегодня никто пока другого понимания в ПСС не вкладывает. Главное, конечно же, во всех социальных сетях - это принцип их устройства и функциональное/целевое назначение, а тематическая направленность - это уже отличительная характеристика более низкого ранга. Например, сеть "Мой круг" в связи с образованием отдельного класса деловых социальных сетей причисляют именно к ним, а не к профильным социальным сетям, не смотря на то, что в сети "Мой круг" ничего принципиально отличного от сети общего типа нет. Или еще, например, саморазвивающаяся социальная сеть, в принципе, тоже может носить профильный характер  - всё зависит от того, как решат её участники.

Деловые социальные сети
С определением этого класса социальных сетей пока также всё неоднозначно, как и с ПСС.

Идея создать деловую социальную сеть в рунете возникла практически сразу же после появления вконтакте.ру. В результате появился портал "Мой круг", который позже выкупил Яндекс. В 2006-м термин деловая социальная сеть прочно вошел в обиход интернет-бизнеса и бизнеса вообще.
Тогда под деловой социальной сетью понималось нечто вроде обычной социальной сети, но только для деловых людей. Сегодня такого понимания недостаточно. Какая должна быть деловая социальная сеть - этот вопрос остается до сих пор открытым.

Посей день на российский рынок так и не вышло ничего, что можно было бы смело назвать порталом для создания деловой социальной сети. Название новое, поэтому всем хочется иметь под ним и новую начинку, причем кардинально и, даже, революционно новую. Неужели за 3 года бизнес не способен придумать и создать для себя мощную интернет платформу? Если отбросить фактор дэбилизма и слепой погони за легким баблом, то остается … Правильно! Ведутся НИОКР, конкурентная разведка, кто-то с кем-то мутит и договаривается, кто-то скупает необходимые разработки и передовые идеи… В общем, работы ведутся и очень-очень скоро, вдруг откуда ни возьмись, может появиться какой-нибуть монстр, который сразит всех наповал в буквальном смысле. Ибо эта штучка будет покруче всех социальных сетей общего типа вместе взятых. Быть может, это случится даже в конце этого года…

http://www.webplanet.ru/corporate/service/2008/12/12/zimetrix.html

http://www.bnews.kz/markets/it/zimetrix-networks-otkryvaet-delovuyu-socialnuyu-internet-set-dlya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva/

Zimetrix - это единственное из того, что достойно называться деловой социальной сетью. Разумеется, если исходить из той информации, которую предоставляет интернет. Ничего более серьезного, чем этот проект, мою душу не всколыхнуло. А почему всколыхнуло? Потому что интуитивно и через ключевые слова в скудном описании я ухватил немного сути - наверно благодаря тому, что сам подходил к решению проблемы взаимодействия и сотрудничества огромного количества людей на новом уровне, хотя и с другой стороны (это я об ССС).  Теперь вот думаю: а стоит ли мне так открыто продолжать делиться своими идеями, когда где-то в тени существует мега проект, способный в одно мгновение реализовать любые идеи благодаря мощному финансированию? :)

А вот вам почва для размышления:
http://www.zimetrix.org/

- видимо, идеологическая база у них мощная, а это дает основания полагать, что разработчики подошли к созданию веб-платформы нового поколения со всей серьезностью.
Что касается общих тенденций развития деловых социальных сетей, то просматривается четкая интеграция сервисов из бизнес-приложений с социальными сетями. Более подробно ознакомиться с веб-сервисами можно здесь:

http://livebusiness.ru. Рано или поздно все они объединятся под одной  веб-платформой и тогда деловые социальные сети по-настоящему начнут своё существование.

Корпоративные социальные сети
Хотя термин корпоративная социальная сеть появился в рунете только в прошлом году сегодня мы уже имеем конкретные примеры.

1) Cisco Systems со своей Communications Center of Excellence, CCoE
http://www.osp.ru/text/302/5099402.html

2) «1С-Битрикс: Корпоративный портал»

http://www.1c-bitrix.ru/products/intranet/

- там есть видеоролик с презентацией.
Лично у меня сложилось представление, что это действительно корпоративный портал, но не корпоративная социальная сеть. «1С-Битрикс: Корпоративный портал» позволяет создать полноценный корпоративный портал, имеющий все возможности социальных сетей общего типа. Но дело в том, что я не заметил механизмов, которые бы позволили благодаря введению «социальной составляющей» как-то более или менее существенно способствовать повышению  эффективности компании. Модуль «социальная сеть» там присутствует скорее как дополнение, чем как главная функциональная составляющая, которая могла бы кардинально изменить представления о корпоративных порталах. Откровенно говоря, продукт «1С-Битрикс: Корпоративный портал» даже как корпоративный портал всё еще находится в прошлом веке по сравнению с заокеанскими собратьями.

3) «Своясеть»

http://svoyaset.ru/info/2009/05/04/korporativnaya-socialnaya-set/

Сегодня корпоративные социальные сети используются отечественными компаниями пока только для внутренних нужд с доступом извне только для сотрудников.
Например Евровсё.

Но я думаю, что будущее корпоративных социальных сетей следует видеть в открытом доступе для всех. Я имею в виду, что корпоративный портал должен иметь открытую часть для любых посетителей, т.к. это позволяет улучшать связи между клиентами, поставщиками, отслеживать общественное мнение и информацию касательно недостатков в работе компании, качества продукции, учитывать пожелания, формировать имидж компании и др. Впрочем, это всем давно известно - собственно для этого порталы всегда и предназначались. Просто отечественные компании, видимо, пока не рискуют открывать порталы, оснащенные «социалкой», для широкой аудитории. Уверен, это вопрос лишь времени…
Пример: корпоративная социальная сеть для мобильного оператора Tele2

Как утверждают в SPBNET веб-проект для Tele2 является одним из первых примеров российских корпоративных социальных сетей.

Существующие определения КСС:
http://www.spbnet.ru/solutions_and_services/intranet/networks.html

http://svoyaset.ru/info/2009/05/04/korporativnaya-socialnaya-set/

http://www.osp.ru/text/302/5099402.html

Уверен в том, что в вскоре все корпоративные социальные сети будут оснащены полноценными инструментами для коллективной работы над проектами.

Сообщества практики (Community of Practice, CoP)

А это, пожалуй, самое вкусное сегодня.
В отличие от новомодных социальных сетей сообщества практиков это действительно сообщества, которые существуют достаточно давно, поэтому термин «сообщество практики» имеет четкое определение.

Поэтому я прошу всех терпеливо пройтись по ссылкам.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сообщество_практикующих

http://letopisi.ru/index.php/Сообщество_практики

Цитата

Сообщества [практиков - timotv] коренным образом отличаются от рабочих групп и проектных команд. Они формируются добровольно вокруг лидеров-экспертов, а не назначенных руководителей; их цели определяются самим сообществом, а не ставятся «извне». Они существуют продолжительное время, тогда как рабочие группы и проектные команды, достигнув поставленной цели, прекращают свое существование. И, наконец, они могут не иметь четких целей и сроков выполнения работ и не отчитываться о результатах.
http://www.improvement.ru/zametki/marinicheva/

Цитата

Исследователи применяют понятие практическое сообщество (Community of Practice, CoP) для обозначения частного случая социальной сети: она объединяет людей, которые заинтересованы в приобретении и развитии знаний в определенной области, их использовании на практике и для достижения таких целей постоянно взаимодействуют друг с другом. Это могут быть сообщества ученых, группы инженеров или специалистов (например, по маркетингу или продажам), причем не обязательно ограниченные рамками одной компании, а объединяющие людей со сходными интересами в разных организациях по всему миру.

Надо понимать отличия CoP от простых сообществ «по интересам» и от формальных рабочих или проектных групп. Участников CoP объединяет не только интерес к некой области знаний, но и стремление к сотрудничеству в процессе применения этих знаний на практике. Однако они не обязаны отвечать за выпуск определенной продукции или реализацию услуг в рамках одной корпоративной структуры, равно как и работать над одним проектом.

Практические сообщества, по сути, и осуществляют сегодня управление явным и неявным знанием. Члены сообщества хорошо понимают друг друга, поскольку работают над схожими проблемами. Они способны оценить уровень квалификации, проблемы и озарения коллег, получить друг от друга недостающие им знания. Эти знания являются основой для решения стоящих перед членами сообщества задач и базой для формирования новых знаний. А технологии, системы и структуры накопления и доступа к информации, такие как внутрикорпоративные сети, порталы и программные продукты совместной работы, обеспечивают инструментальную поддержку управления знаниями.
- http://www.osp.ru/os/2005/12/380634/_p2.html

Цитата

Идея сообщества практикующих (англ. community of practice, часто сокрашается как CoP) относится к процессу социального обучения, которое происходит, когда люди, имеющие общий интерес к некоторой теме или проблеме, сотрудничают в течение длительного времени, чтобы обменяться идеями, найти решения, построить инновации.

Термин был впервые употреблен в 1991 Джин Лэйв (Jean Lave) и Этьеном Венгером (Etienne Wenger), применительно к ситуативному обучению, являющемуся частью попытки переосмыслить учебный процесс в Институте Проблем Обучения. Позже сообщества практикующих стали связывать с управлением знаниями, поскольку люди начали рассматривать их как способы увеличить общественное достояние, порождая новые знания, стимулируя нововведения и разделяя существующее «молчаливое знание» со всей организацией. Теперь это часть учения об организационном развитии (англ. organizational development, или OD).
- http://www.oot-kaf.ru/mi/machex/soobchestva.htm

Проект RuSMEco (15.05.2005 ÷ 14.05.2007):

http://www.smb.ru/analitics.html?id=spdip

Участие в проекте агенства "ТАРП-ЗЕЛЕНОГРАД":

http://www.4sme.ru/txt/2cop.doc (нахождение ссылки: http://www.4sme.ru/proekty2.htm )

Следует разделять понимание сообщества практиков до возникновения социальных сетей и после. Дело в том, что сегодня социальные сети диктуют моду во всём, что связано с веб-порталами, в связи с этим сообщества практиков наконец-то начинают обретать лицо. Примеров в рунете пока крайне мало, и текущий год можно считать только началом их появления в новом обличии. В рунете существует гигантское количество разнообразных порталов профессиональных сообществ, но практически ниодно из них нельзя отнести ни к сообществу практиков, ни к деловым социальным сетям, ни к корпоративным социальным сетям. На этом фоне термины «профессиональное сообщество» и «портал профессионального типа» выглядит совершенно неконкретно. Поэтому многие порталы будут определяться, что же за сообщество на самом деле они представляют и к чему стремятся. Сообщества практики в рунете будут возникать в том числе и из профессиональных сообществ, вроде этого:

http://www.e-xecutive.ru/about/

- первое в Рунете профессиональное сообщество (существует с 2000 года).
Думаю, начиная со следующего года сообщества практики будут образовываться более активно, может быть не так, как порталы профильных социальных сетей в 2008-м, но, во всяком случае, не заметить их будет сложно.

Сообщества практики, по своей сути - это социальная сеть, которая оснащена современными инструментами для коллективной работы над любыми проектами и задачами. Для сравнения, в деловой социальной сети люди преследуют свои личные цели, как правило, связанные сведением бизнеса. Перед корпоративной социальной сетью ставится задача повышения эффективности самой компании, хотя здесь, также как и в сообществе практики, и в деловых социальных сетях работа над проектами ведется коллективно.

Движок «Своясеть» позволяет создать социальную сеть, очень похожую по возможностям на сообщество практиков:
http://svoyaset.ru/info/2009/06/06/prostoe-upravlenie-zadachami-v-svoyaset/

http://www.livebusiness.ru/tools/wiki/

Заключение

Сегодня можно утверждать, что развитие интернета, и в частности социальных сетей, происходит в русле концепции Enterprise 2.0. Такое явление, как социальные сети обрело четкие черты и сегодня динамично развивается по трем направлениям: соц. сети общего типа, деловые социальные сети и корпоративные социальные сети. При этом последние два типа - это своего рода киты, которые сегодня не только отражают развитие социальных сетей, но и которые задают направление развития всего практического и бизнес интернет-сообщества.  Но, к счастью наметилось и третье перспективное направление - сообщества практики, будущее которых еще только впереди, их время сегодня только начинается. Все три направления (деловые, корпоративные соц. сети и сообщества практики) объединяет одно - всеобщая интеграция в буквальном смысле: интеграция пользователей для совместной и коллективной работы над задачами/проектами, и интеграция всех известных сервисов под одну веб-платформу. Считаю что, и сообщества практики (коллективные интересы), и деловые социальные сети (частные, т.е. личные интересы), и корпоративные социальные сети (корпоративные интересы) рано или поздно будут иметь примерно одинаковый набор веб-сервисов, но будут отличаться устройством движка, а если точнее, системой взаимодействия участников сети. Процесс преобразования интернета в web 2.0 выражается тремя мощными тенденциями:

- социализация веб-платформ

- преобразование оффлайн-приложений в онлайн

- развитие мэшап-технологий

Про современные веб-сервисы рекомендую почитать здесь:

http://livebusiness.ru

Гибридные социальные сети

Как такового термина в природе пока не существует, но сами социальные сети существуют. Сегодня (подчеркиваю - именно сегодня!) это объясняется тем, что ветер социализации всего и вся на просторах www не оставляет времени на продумывание действительно эффективной и целевой структуры «социальных» порталов. Времена неспокойные пока… Поэтому здесь я информацию собирать пока отказываюсь. Только ради уважения к своей персоне ( Но если чисто случайно будут встречаться примеры, то непременно буду добавлять сюда ссылки.

HeadHunter Live

На стадии разработки
случайная подборка стартапов и новых идей, которые не знал к чему отнести

1)Одобрены новые проекты в рамках бизнес-инкубатора Startup Lab

2)

Цитата

«Вконтакте», «Одноклассники», «FaceBook», все мы знаем, что это. Наша компания готова изменить ваше представление о социальных сетях будущего. Мы готовы заявить, что наша социальная сеть будет на голову выше всех существующих на сегодняшний день.

Одной из революционных способностей будет то, что любое действие пользователя в системе будет определенным образом отражаться на отношение системы к нему. В идеале, при достаточной активности пользователя, которая представляет собой просмотр контента, голосование, комментирование и тому подобное, система будет иметь достаточно точное представление о его индивидуальности и взаимодействовать с ним учитывая это.

- http://www.cravvler.com/nodes/show/social_network/
  

enterprise 2.0, сообщества практики, web 2.0, профильные социальные сети, социальные сети, IT-сфера, деловые социальные сети

Previous post Next post
Up