В продолжение сказанного в одном из моих постов -
http://timur-aliev.livejournal.com/263873.html - решил привести полностью все те вопросы на ответы, что дал тогда Артему. Они все равно ему не пригодились. Куда-то еще я их не употреблю все равно, так почему бы не "дать им жизнь" в моем ЖЖ? :)
> > > > > > 1) Поскольку газета наша ориентирована на молодое поколение, то и рассказать хочется об их ровесниках. Так вот, чем, на твой взгляд, отличается чеченское молодое поколение - то, что в детстве пережило войну, - от молодежи из других кавказских регионов или других областей России?
Чеченская молодежь так же нельзя назвать однородной, как и молодежь любой иной национальности. На кого-то военные действия оказали какое-то воздействие в силу большей эмоциональной восприимчивости, на кого-то - нет. Кто-то наблюдал войну больше, кто-то - меньше, а кому-то хватило лагерей беженцев в Ингушетии, чтобы на всю жизнь получить психическую травму.
Но думаю, что жизнь на войне или в поствоенных условиях сделала всех чеченцев в целом менее требовательными к минимальному набору жизненных условий, как-то - жилье, рабочие условия, еда, развлечения, нежели у людей даже в соседних с Чечней регионах. Сейчас налаживается нормальная жизнь, и требования становятся примерно такими же - хочется не просто воды из крана, но и горячей воды также, не просто работающего телевизора, но с множеством каналов, не просто доступной мобильной связи, но и недорого широкополосного Интернета.
Еще у чеченской молодежи, думается, появилась большая ответственность, нежели это бывает у людей в их возрасте. Ее можно видеть, например, на примере поведения футбольных болельщиков в Грозном на домашних матчах «Терека». Если кто-то вдруг в пылу эмоций кинет на поле бутылку (впрочем, случается это крайне редко, за весь текущий сезон пару раз), то другие молодые болельщики не только не поддержат, но наоборот жестко пресекут эту выходку. Причина - все понимают, что от поведения болельщиков зависит, будет ли «Терек» играть на стадионе в Грозном или же Российский Футбольный Союз запретит команде играть на домашнем поле. Много ли молодых ребят в их возрасте осознавали бы свою ответственность в том, что делается в их родном крае? А тут получается, что таких почти половина 10-тысячного стадиона.
> > > > > > 2) Наложила ли война какой-то отпечаток на молодежь? Как это отражается в поведении, речи, образе мыслей, отношении к жизни?
Молодежь, конечно, гораздо легче, нежели старшее поколение, переносит эмоциональные стрессы. «После перенесенного я понял, что нужно жить иначе» - такого рода выражение скорее будет произнесено взрослым или даже старым человеком. Но вряд ли оно может быть искренним, если прозвучит из уст парня или девушки. Молодежь легче приспосабливается к новым жизненным обстоятельствам, но в случае если обстоятельства меняются в обратную сторону, с такой же легкостью становятся прежними.
Я думаю, что эта приспособляемость становится способностью буквально на генном уровне. Чеченцы за свою историю неоднократно подвергались разным передрягам - от кавказской войны до депортации 1944-го года. Помню в период между двумя последними войнами в Чечне кто-то в местной прессе ляпнул - «дескать, хорошо, что в истории чеченцев была депортация и прочее, они позволили нашему народу адаптироваться к тем тяготам и лишениям, что мы испытываем сейчас». Автор, конечно, «сморозил глупость», особенно в части про позитивность, но в чем-то был прав. Чеченцы стараются не унывать в любых обстоятельствах, и это в итоге позволяет всему народу не просто выживать, но жить в этих условиях.
> > > > > > 3) Думаю, неприязнь к русским среди молодых чеченцев все-таки велика. Но насколько сильно это выражается? Может ли эта взаимная неприязнь когда-то привести к очередной войне или нет?
Не думаю, что она так уж велика, если есть вообще. Весь вопрос в том, как нужно относиться к прошедшим военным действиям - была ли эта война между русскими и чеченцами, или между Россией и Чечней? А может быть, это была война против международного терроризма? Тогда при чем здесь русско-чеченские отношения?
Имеет смысл говорить разве что о ксенофобии. Это в среде той молодежи, что не выезжала за пределы республики или даже своего населенного пункта. Но опять же говорить о такого рода ксенофобии, как о черте специфически чеченской, нельзя. Точно такую же неприязнь к несвоим испытывают представители любых других этносов в случае их существования в замкнутом на самих же себе мирке.
Банальное же непонимание или пускай даже вряд ли сможет привести к войне. Для нее нужны несколько иные причины.
> > > > > > 4) Недавно Чечня получила еще одну возможность постоянно общаться с русскими подростками и молодыми людьми - я имею в виду матчи чемпионата России по футболу, когда на игры в Грозный приезжают орды болельщиков. Довелось ли тебе или твоим знакомым с ними общаться? Какое впечатление они на вас произвели? Были ли какие-то стычки или, может, наоборот - с кем-то удалось найти общий язык?
Приезжающие болельщики, как правило, размещаются компактно и обособленно. Они чаще прилетают чартерными рейсами, и им выделена отдельная трибуна с отдельным же входом. Потому полного контакта приезжающих с Чечней не получается.
В более плотном общении с приезжающими фанатами находятся члены фан-клуба «Терек». Они, как правило, стараются встречать приезжих, устраивать им экскурсии, проводят матчи между болельщиками. Я крайне внимательно слежу за тем, что происходит в «Тереке» и вокруг него, хожу на все матчи, и ни разу не слышал ни о какой стычке. Конечно, в пылу боления болельщики кричат друг другу обидные речевки, но таковы правила игры «футбольного фанатения».
> > > > > > 5) Доводилось ли тебе общаться с ветеранами чеченских войн? Удалось ли с кем-то подружиться? Или для сегодняшней Чечни это нечто за гранью фантастики?
Да, я общался с несколькими - с кем-то виртуально, через Интернет, с кем-то вживую. В целом вполне миролюбиво, наиболее острые темы мы видимо подсознательно старались обходить.
Вообще поговорить о чем-то всегда находилось. По меньшей мере, была одна общая тема - Чечня. А общий лейтмотив таких бесед - вполне пацифистский - «разве кому-то нужна эта война?»
С теми же ветеранами чеченских войн, что живут по соседству с Чечней - в Кабардино-Балкарии, в Северной Осетии, в Дагестане - и вовсе было просто. Всегда можно поговорить на тему «соседи должны дружить и ездить друг к другу в гости, а не воевать».
Что интересно, с ветеранами реальных войн гораздо проще было находить общий язык, нежели с виртуальными воинами. Есть такой сорт людей, что проводят целые дни в Интернете, и «воюют» словесно с теми, кто кажется им врагом. Вот их можно назвать «непримиримыми», поскольку мир они знают из книжек и кино, и по этой причине он представляется им практически бинарным. А люди повоевавшие видели побольше, они знают, что мир на самом деле состоит из полутонов.