"Мертвая зыбь / Skumtimmen"

Feb 18, 2018 00:03

В рамках кинорулетки " Скандинавский нуар" мне достался фильм "Мертвая зыбь" (Skumtimmen, 2013, Даниэль Альфредсон).



В одном рассказе Джером К. Джером упоминает персонажа, который обладал своеобразной манерой рассказывать истории: он начинал с конца, доводил историю до начала и завершал серединой. В некотором смысле это универсальный рецепт детектива: обнаружен труп (конец), в смерти были заинтересованы вот эти люди (начало), и в финале выясняется, кто же на самом деле убил (середина).

Действие фильма происходит в трех временах: середина 1940-х (предыстория), 1972 год (тайна) и 1993 год (настоящее время, развязка).

Начинается фильм с предыстории. Швеция, большой остров (там есть пустоши). Нильс Кант пошел поохотится на зайцев.



Зайца не подстрелил, но столкнулся с двумя немцами-дезертирами.



Зачем он их пристрелил - то ли из-за денег, которые у них были, то ли потому, что у него в руках ружье, а они безоружны. Пристрелил в упор и решил бежать. В поезде пришлось убить полицейского (там, похоже, даже на поимку убийцы полиция идет без оружия).



На этом предыстория заканчивается. Нильс Кант исчез (позже мы узнаем, что сбежал в Гавану) и стал страшилкой этого острова - ходили слухи что он тайно вернулся и живет в подвале дома матери.



Вот здесь сделаем паузу в рассмотрении сюжета и посмотрим на цветовое решение. Предыстория происходит летом, яркие цвета (насколько это возможно в Скандинавии); больше ярких цветов в фильме не будет. Это правильно - предыстория относится к времени безмятежности, времени счастья. Можем даже использовать библейскую аналогию - дело происходит в раю, и то, что мы видим - грехопадение. Больше безмятежности не будет - наступает время осени, дождя и тумана.

Наши дни (1993 год), Юлия Дэвидссон (Лена Эндре) возвращается на остров, чтобы продать дом. Ее отец Герлоф Дэвидссон (Торд Петерсон) живет там же в доме престарелых.





Отношения у отца с дочерью напряженные - она винит его в смерти своего пятилетнего сына, которая случилась 21 год назад, в туманное утро 1972 года. Она, уходя на работу, просила отца присмотреть за ребенком, а тот пошел в сарай чинить сети. Маленький Енс вышел из дому, заблудился в тумане и, скорее всего, упал в море - его тело так и не нашли. Так считает Юлия.

Ее отец считает, что мальчик заблудился в тумане на пустоши, там он встретился Нильсу Канту и тот его убил. Вот только Нильс Кант умер за четыре года до этого, в 1968 году.





Ну и последний из основных действующих лиц этого весьма немноголюдного фильма - Леннарт Хенрикссон, единственный полицейский на острове. Сын того самого полицейского, которого в поезде убил Нильс Кант.



Так что же произошло тогда, в 72 году? Действительно ли Нильс Кант умер, или же его гроб набит камнями? Но зачем ему убивать ребенка?
Старый Герлоф много лет потихоньку расследует это дело, а тут погибает (несчастный случай или все же убийство?) его друг, с которым они вместе копают это дело. Да и ночью Юлия замечает свет в подвале давно пустующего дома матери Нильса Канта.



Еще раз отвлечемся от сюжета - вернее, закончим с ним, чтобы не плодить спойлеры. Цветовой гаммой мы прониклись, посмотрим на лица:





Это старики - Юлии уже за пятьдесят, ее отцу под восемьдесят; такое впечатление, что на острове нет ни детей, ни молодых людей. Нам показывают разок одного ребенка и одного молодого парня, но они совершенно невзрачны и даже неуместны здесь - ребенок это чувствует и напоминает настороженного зверька. Этот остров отравлен тайной, здесь вечная осень, вечный туман и слякоть.

Пока есть нераскрытая тайна смерти ребенка, ярких цветов быть не может. Даже эпизоды из жизни Нильса Канта в Гаване - уж здесь-то должны быть яркие краски и солнце! - но нет, мы видим исключительно ночь и грязные кабаки.



Еще пара кадров для колорита:





Встреча в тумане, разгадка тайны 72 года.



И последние кадры, после того, как все прояснилось - дочь и отец на кладбище у могилы Енса.





Заметили, как изменился колорит? Тайна исчезла, а с ней ушли в прошлое туман и осень. Но разгадка тайны не отменяет случившегося, так что возврата в безмятежность, в лето нет. Вместо этого - зима, время ясности. Черное это черное, белое это белое. Больше нет тайн, но нет и счастья. Зато есть спокойствие.

Такой вот фильм. Я не буду говорить, о чем он - это невозможно без спойлеров, а я не хочу спойлерить. Посмотреть этот фильм вполне можно, но, впрочем, совершенно не обязательно. Признаюсь, мне все время хотелось ускорить его раза в полтора, настолько он нетороплив, но при этом недостаточно красив, чтобы любоваться картинкой (это не "Мост", нет). Впрочем, разгадка того туманного утра для меня оказалась совсем непредвиденной, это плюс. Ну и очень необычен своим спокойствием старый Герлоф - я понимаю, что скандинавы все такие невозмутимые, но тут особенно. Видно, что многое передумал в своей жизни, без лишних эмоций стал.

Фильм смотрел с оригинальным звуком и русскими субтитрами.

Кино

Previous post Next post
Up