"Хроника огненных лет"

Oct 17, 2018 02:02

С кинорулеткой " Победители Каннского кинофестиваля" у меня сразу не заладилось. Выпал мне фильм Лоузи на социальную тему - нет, решил я, надо сменить; хоть и всего полтора часа, да и режиссер известный, но не хочу про мужика, который бодался с бюрократией. Зато вторым выпал этот фильм - "Хроника огненных лет" (1975, Мухаммед Лахдар Хамина). Это, типа, чтобы не повадно было менять жребий, ибо:
- Алжирский фильм от 1975 года (вы вообще слышали про алжирский кинематограф? я - нет)
- Про борьбу за независимость
- Длится более трех часов
- На рутрекере всего одна копия, и та перегнана с видеокассеты
В общем, хоть проси еще раз сменить (а ведь мог попасться "Под солнцем Сатаны", "Древо жизни", "Жестяной барабан", или из виденных "Пианино", "Бартон Финк", "Кагемуша" - там много отличных фильмов), но вовремя вспомнил афоризм "Путь самурая - смерть" и примирился с неизбежным.

Посмотрел.

Смотрел кусками минут по 20-30. Если бы я был поклонником садо-мазо (особенно мазо), то я попросил бы привязать себя перед экраном на все три часа.
Впрочем, не все так страшно. Местами даже ничо так - такой этнографический интерес про ихнюю арабскую жизнь в богом забытой алжирской глуши. Я вот не понял, там вообще профессиональные актеры есть или все по бедности аутентично? Главного героя играет греческий актер, это и наводит на подозрения.

Дело происходит в конце 1930-х. Живет, значит, один бедняк в глухой деревушке. А там второй год засуха. Из всех развлечений - подраться за воду с соседним племенем. Когда половина овец передохла от жажды, решил главгерой перебраться с семьей в город к брату. Ну как город - такие же дома, но их больше. И французская администрация есть, полиция, тюрьма - цивилизация! Работать - на шахте.

Неплохой, кстати, момент, когда герой с семьей только прибыл в город и ищет дом брата - его провожает городской сумасшедший, по пути устраивая импровизированную экскурсию по городу. Этот персонаж, имхо, на самом деле более интересен чем главгерой - такая помесь безумца, мудреца, юродивого, но и яркого оратора. Периодически в фильме он толкает речи на кладбище, обращаясь к мертвым. И персонаж колоритный, и сыграно достойно.

В общем, и на шахте работать не сахар - решил по крестьянской привычке устроить перерыв на обед, нарвался на конфликт с начальником, а потом и на драку - попал в полицию, избили. Обычные такие дела - крестьянин приспосабливается к новой городской/индустриальной жизни.

Началась II мировая война, в чайных только и разговоров "если этот Гитлер прогонит французов, то я подарю ему вола!". Позже мы видим митинг, на котором объявляют указ маршала Петена - ну вот, Гитлер победил французов, но для Алжира ничего не изменилось. Кому они нахрен нужны, эти пустынные арабы.

Вот, кстати, только это соображение - что до их проблем нет дела ни французам, ни немцам - только оно хоть как-то поясняет, чего это алжирцы недовольны французами. Потому как французы в этом фильме попадаются пару раз и то где-то на периферии сюжета - если кто и притесняет героя и таких как он, то знать и власти из местных.

В городе случается эпидемия, город закрыт на карантин. Французы уезжают, местные остаются. Болеют, мрут.

После окончания эпидемии главгерой возвращается в свою деревню. Очередной конфликт из-за воды, герой толкает речь типа "объединимся, друззя", десять человек по пять из каждого племени с саблями наголо скачут отвоевывать воду у колонистов (?). Ничего из этого не вышло, заарестовали их тут же и отправили во французскую армию воевать (даже не знаю, на чьей стороне). Война показана кадрами хроники - чужая война и не важно, кто с кем воевал и кто победил.

Герой возвращается в город. Там какие-то пропагандисты, борьба за независимость и прочие размежеваться/объединиться. По ходу 1954 год (наверное, это что-то значит, но из фильма я не понял). Расстрел митинга, герой уходит в партизаны.

Вы прочли краткое содержание очень рыхлого и крайне невнятного фильма.

Остается вопрос: как этот фильм мог победить в Каннах в тот год, когда в программе были "Профессия - репортер", "Запах женщины", "Алиса здесь больше не живет", "Каждый за себя, а Бог против всех"? Вот смотрел я и понимал, что думали члены каннского жюри. А думали они вот что: "Все они - и Антониони, и Скорцезе, и Ризи, и Херцог - отличные режиссеры и сняли отличные фильмы. И еще снимут. А тут - фильм из богом забытого Алжира, мож они кинокамеру впервые в руки взяли (судя по тому, как фильм сделан - очень похоже). Надо их поощрить победой - авось лет через двадцать-тридцать действительно научатся кино снимать." Как-то так, полагаю.

И наградили.

Если бы не эта награда и не эта кинорулетка, я так бы и не знал, что в Алжире снимают кино. Впрочем, знание это совершенно бесполезное.

Кино

Previous post Next post
Up