Вот хотел же не участвовать в кинорулетках, но мимо "
классических нуаров" пройти не смог. Достался мне фильм Джозефа Х. Льюиса "
Без ума от оружия" (Gun Crazy, 1950) с Джоном Доллом и Пегги Камминс в главных ролях.
Как видно по этому кадру, история вдохновлена Бонни и Клайдом (а создатели одноименного фильма явно смотрели этот фильм).
Но начинается фильм задолго до этого: ночь, дождь (что может быть нуарнее?), главный герой, еще подросток, рассматривает в витрине оружейной лавки револьвер. Потом развивает стекло кирпичом, хватает револьвер и патроны и убегает. Но спотыкается, падает, роняет револьвер, тот летит по мокрой мостовой прямо под ноги полицейскому. Попался!
На суде мы узнаем, что парнишка одержим оружием - с самого детства любит стрелять, стреляет очень метко, но, с тех пор, как в детстве из воздушки подстрелил цыпленка (мертвый цыпленок так трогательно лежит, раскинув жалкие крылья), патологически не может стрелять по живой мишени - даже в пуму в лесу. А револьвер он украл потому, что, скопив денег, купил себе пистолет и принес в школу похвастаться. Разумеется, учитель, увидев это, отобрал пистолет - а как же он без пистолета-то?!
В общем, понятно, что парнишка туповат. Нет, слово неправильное - он не тупой, скорее недалекий. Тупой тупит в ситуации, когда надо действовать, а с главным героем фильма отнюдь не так; его беда в том, что он именно недалекий - не думает даже о ближайших последствиях. Не в смысле неспособен о них думать - как мы увидим дальше, он в состоянии продумать план успешного крупного ограбления - просто по умолчанию вот это "подумать о последствиях" у него выключено.
В общем, суд отправил его в исправительную школу, оттуда он пошел в армию, отслужил и вернулся. Прошло лет восемь. Он вернулся в свой город и вместе со школьными друзьями пошел на ярмарку посмотреть цирковое представление. А на сцене - она, меткий стрелок.
Парень глянул на нее и пропал.
Уехал вместе с цирком (теперь в представлении два метких стрелка). Но эта роковая блондинка - женщина владельца цирка; после конфликта "это моя женщина! - она сама решит, чья она!" их из цирка увольняют и теперь они сами по себе. А деньги кончаются.
До сих пор главный герой был вполне законопослушен. Но блондиночке нужны деньги, и не жалкие 40 долларов в неделю - они должны стать грабителями. Или давай попрощаемся сейчас.
В общем, все зло от баб.
Герой соглашается, когда она убеждает его, что убивать никого не придется - достаточно припугнуть. Грабят аптеки, бензоколонки, даже банк. В последнем случае приходится отстреливаться от преследователей. Кстати, сцена погони снята вживую изнутри движущейся машины - для 1949 года неслабый трюк для оператора, которому пришлось сидеть в прикрепленном снаружи жокейском седле.
Полиция за ними охотится, на границе штата - облава. Они переодеваются, скрываются. Обычная бандитская жизнь. Не о такой жизни он мечтал. А она - не о таких деньгах, ей надо больше. Она уговаривает его на последнее дело - взять кассу фирмы в день зарплаты. Они разрабатывают план ограбления - он разрабатывает. По ходу обсуждения она невзначай говорит, что после ограбления они должны на несколько месяцев расстаться - их будут искать, уходить лучше по одному. Он, скрепя сердце, соглашается.
Ну вот, вот она, ее сущность нуарной блондинки! Ясно же, что она его кинет и скроется с деньгами. Ограбление проходит почти по плану - деньги у них, они оторвались от погони, но при этом она застрелила кассиршу, нажавшую кнопку тревоги, и полицейского на дороге. И вот они садятся в разные машины, один в одну сторону, другой в другую, проезжают метров по пятьдесят, оба останавливаются. Разворачиваются, садятся в одну машину и уезжают вдвоем. Они любят друг друга и не могут расстаться. Не получилась из нее нуарная блондинка!
Собственно, теперь понятно, что дальше - только дорога к смерти. Впрочем, они почти уехали в Мексику - он уже договорился назавтра. Но делом занялось ФБР, т.е. без шансов (такая реклама ФБР). Их отслеживают по номеру купюр (с чего бы записывать номера денег, предназначенных для выплаты зарплаты?), они бегут, бросив деньги в гостинице. Едут как бомжи в товарном вагоне, приезжают в его родной город, к его сестре. Его школьный друг стал шерифом, и тут второй совсем не нуарный поворот - он идет его арестовывать без оружия. Предлагает сдаться. Главный герой не может сдаться - просто потому, что в состоянии паники его блондинистая подруга начинает убивать, а они в доме его сестры, вокруг его племянники. Они бегут на машине в горы, их преследуют с собаками, они ночуют на болоте. На рассвете шериф с еще одним школьным другом опять без оружия идут арестовывать беглецов - болото все равно оцеплено, им не скрыться. По уму надо бы сдаться, но блондиночка явно в панике. Она будет убивать.
Перед героем, который до сих пор никого не убил и даже не стрелял в человека, встает выбор: ничего не делать и тогда она убьет его безоружных школьных друзей, или остановить ее.
В общем, они жили недолго и счастливо, и умерли в один день.
----------------------------------------------------------------
В процессе поисков этого фильма для посмотреть я наткнулся на почти одноименный фильм Тамры Дэвис "
Без ума от оружия" (Guncrazy, 1992). Почти одноименный - потому как оригинальное название написано слитно, в одно слово.
Фильм оказался весьма неплох. Изначально снят для TV, но по причине популярности у молодежи, шел в кинотеатрах.
Это не совсем римейк. Если предыдущий фильм рассказан как бы с точки зрения парня, то Тамра Дэвис решила рассказать историю с точки зрения девушки.
Главную героиню играет Дрю Бэрримор. У нее очень узкое актерское амплуа - она хороша в роли "бедовой девочки", по крайней мере была хороша в молодости, а здесь она семнадцатилетняя (персонажу 16).
Мать проститутка, отец - а он хоть был? В общем, типичная white trash. Живет в трейлере вместе с бойфрендом своей матери - та уехала во Фресно работать (понятно, что проституткой). Девочка эта та еще шалава - ей ничего не стоит трахнуться на свалке с двумя хулиганами из класса, а дома ее шпилит матушкин бойфренд - той нет, почему бы не трахнуть эту?
Все меняется, когда учитель в классе поручает каждому найти друга по переписке. Она находит по объявлению в газете - он сидит в тюрьме (кто б сомневался!). По ходу переписки они влюбляются друг в друга. И вот тут засада - он в тюрьме. Но может выйти на поруки. Она уговаривает местного чудаковатого проповедника, одновременно автомеханика, взять его на работу. Проповедник этот - очень колоритный персонаж (Билли Драго):
Этот фильм не совсем римейк, но снят в параллель старому нуару - проповедник и его проповедь тут явная параллель цирку из оригинального фильма. И в дальнейшем мы увидим кучу параллелей, столь же наизнаночных.
Но к сюжету. Я сказал, что героиня влюбляется по переписке. И вот тут засада: она влюбилась она изменилась, она больше не шалава. Так она чувствует. Но окружающие-то этого не видят! И если отшить одноклассников на предмет потрахаться не представляет проблемы, то матушкин бойфренд хочет привычного секса, и ему плевать, что она не хочет (полагаю, с его точки зрения этот раз ничем не отличается от предыдущих - она и раньше была не в восторге). Но она чувствует, что изменилась, и потому берет пистолет весьма неслабого калибра и двумя выстрелами убивает его, когда он смотрит телевизор.
Тем временем парень (Джеймс ЛеГрос) выходит из тюрьмы и они знакомятся вживую. Любовь!
Пересказывать подряд дальше не буду - она признается ему, что убила мамского бойфренда, они решают сжечь его труп на свалке, туда приезжают школьные хулиганы (лучше бы этого не делали!) и получают по пуле. Вроде ничего влюбленным не мешает быть вместе, но шериф находи повод отправить парня обратно в тюрьму. Вернее, он пытается это сделать, но при попытке арестовать девчонка ничтоже сумняшесь пристрелила копа прямо в лобешник. Они вынуждены бежать.
Дальнейшее их бегство вполне жалко. Они пытаются ограбить бар, но когда один из работяг в баре говорит ей, что она забирает его зарплату и его семье нечем будет платить за квартиру, она не может взять деньги и они убегают из бара ни с чем. Ночной магазин на заправке - они даже не грабят они воруют еду (даже не деньги) и убегают. Жалкая параллель событиям первого фильма.
Сцена неудавшегося ограбления посетителей бара вызывает в памяти пассаж из одного из рассказов О. Генри - там он говорит, что если вы отнимаете у человека жизнь, то часто лишаете его сущей безделицы, а если отнимаете у него коня, то лишаете его всего. Вот и тут - пристрелить человека обоим героям ничего не стоит, но отнять деньги - это серьезней!
Герои понимают, что обречены, но просто гонят от себя эти мысли. Они наслаждаются друг другом здесь и сейчас - они даже мечтают о поездке на Ниагару, прекрасно понимая несбыточность этого.
Финальная перестрелка тоже является извращенной параллелью оригинального фильма - здесь героиня выживает (парень перед смертью представил дело так, что она заложница), так что у нее есть шанс выйти сухой. Хотя в этой перестрелке она завалила минимум двух копов.
Ну хоть он поступил по-мужчински.
PS.
Это первый полнометражный фильм Тамры Дэвис. И, как я понимаю, лучший. По крайней мере, достойный внимания.
UPD.
Подумал, что посту нехватает коды. Пожалуй, стоит сравнить видение себя персонажами первого и второго фильмов. В старом фильме персонажи знали, что делают зло, и не оправдывали себя. По крайней мере он. Его преступления - плата за то, что она с ним. Он согласился на эту плату.
В новом фильме персонажи искренне стремятся к счастью. Они не считают себя плохими и с радостью бы мирно жили и работали - он каким-нибудь механиком или иным рабочим, она официанткой или кем еще. Им много не надо, просто кусочек счастья. Нр если ради этого счастья надо убить однокласника - "извини, Джимми, что так вышло, думай об Иисусе" - и пулю в голову. В сумме во втором фильме они настреляли куда больше людей, чем в первом фильме. Воистину, хороший человек, искренне стремящийся к счастью, жуткая штука!