"Год, когда у меня ломался голос", австралийский фильм

Mar 19, 2019 23:25

В австралийской кинорулетке мне выпал фильм Джона Дайгана "Год, когда у меня ломался голос" (The Year My Voice Broke, 1987).




Как следует из названия, это фильм о половом созревании. Вернее, о взрослении. О любви и о дружбе. Если, конечно, взрыв гормонов называть любовью (хотя, почему бы и нет?). Но дружба и взросление - без всяких скидок.

Знакомимся: главный герой - Дэнни (молодой совсем Ноа Тейлор).




Ему лет четырнадцать и он влюблен в свою подругу детства, Фрею (Лоэн Кармен).




Она постарше, ей шестнадцать. Этот кадр расскажет нам о ней все:




Облезлый маникюр, но маникюр же! Она дружит с Дэнни, они действительно друзья (больше, чем приятели); она, разумеется, видит, что Дэнни в нее влюблен, но в этом плане всерьез не воспринимает - да и странно было бы, она постарше, гормоны и ей крышу сносят. Разумеется, она влюбляется - но не в Дэнни, а в Тревора (Бен Мендельсон) - школьного хулигана:




Парень не злой, но гиперактивный и без тормозов. Почти весь фильм он с этой дурацкой ухмылкой. Впрочем, когда Дэнни сообщит бежавшему из тюрьмы Тревору, что Фрея беременна, улыбка исчезнет. Это будет момент повзросления для него, Тревора.




Надо сказать, что все герои этого фильма - и Дэнни, и Фрея, и Тревор - как бы легкомысленны и недальновидны они ни были, какие бы глупости не делали, но когда судьба ставит их перед выбором, все они совершают этот выбор со взрослой ответственностью. Выбор не всегда лучший - и мозгов, и опыта у них маловато, но они не празднуют труса и не пытаются от этого спрятаться. Нравственно это очень чистые люди.

Если вы подумали, что фильм про любовный треугольник - вы почти правы. На самом деле фигура несколько сложнее.
Во-первых, есть еще младшая сестра Фреи - Гейл (Аня Колеби).




Она влюблена в Дэнни, но ни он, ни Фрея этого не замечают. Финальная сцена на вокзале - Фрея уехала, Дэнни смотрит вслед поезду и не замечает Гейл, которая ждет, что он обернется. Через несколько секунд она поймет, что он не обернется, и тихо уйдет.




Это было во-первых. А во вторых - на самом деле в фильме нам рассказывают не одну, а две истории. Или два варианта одного сюжета с теми же персонажами. Корректнее было бы "с такими же", но я считаю, что именно с теми же.

Итак, история первая - история Дэнни, Фреи и Тревора. Дэнни безответно влюблен во Фрею, она держит его во френдзоне. Фрея и Тревор любовники, Тревор по дурости попадает в колонию для несовершеннолетних, сбегает оттуда. Фрея обнаруживает, что беременна. Тревор разбивается на машине, удирая от полиции. У Фреи случается выкидыш, Денни спасает ей жизнь находя ночью в заброшенном "доме с привидениями" и доставляя в больницу. Фрея уезжает из городка.

А теперь вторая история. Но перед этим надо сказать, что Фрея - приемная дочь, она знает только, что ее мать умерла. Своего приемного отца Нилса (Грэм Бланделл) она чморит тем, что постоянно говорит ему: "ты мне не отец!"




По ходу фильма выясняется, что Фрея - дочь той самой девушки, что жила в ныне заброшенном "доме с привидениями" (или "доме у железной дороги"), она родила Фрею будучи несовершеннолетней, в семнадцать. Родила в этом самом доме, одна, от этого и умерла (ее нашли, когда было уже слишком поздно). Кто отец - неизвестно, но весь городок считает, что она была шлюхой (особенно так считают женщины). (Как вы уже поняли, сейчас шлюхой считают Фрею.)

Это история "отцов и детей", но не в смысле их противопоставления, а наоборот, дети - это их родители. В этом смысле история удваивается. Фрея - и ее умершая несовершеннолетняя мать. Неизвестный отец Фреи - и Тревор. Только в той версии истории умерла мать, а не отец, и ребенок выжил. Но кто параллель Дэнни?

Тут надо отметить, что фильм населен персонажами двух возрастов. Либо это подростки 13-17 лет, либо их родители в возрасте 40 плюс/минус. В фильме нет персонажей промежуточного возраста, т.е. около тридцати (кроме совершенно незначащей учительницы и одного очень значимого персонажа, но о нем позже). Нет в фильме и мелких детей, что вполне логично, если нет их возможных родителей. Есть пара совсем старых старушек, через одну из которых дается намек на третью версию истории с теми же персонажами, уже времен Первой мировой, но это лишь намек, не более.

Чтобы понять, кто есть кто в той старой истории, присмотримся к отцу Дэнни - Брюсу (Малкольм Робертсон). Он явно испытывает чувство вины в присутствии Фреи, но вины в чем?




Сначала я думал, что он - отец Фреи, но потом отказался от этой мысли. Брюс в молодости был влюблен в мать Фреи, но был ли он ее любовником? Скорее всего - нет, не он. Он винит себя в том, что не сделал того, что сделал его сын - не пошел в дом у железной дороги и не спас любимую. Он же не знал - но и Дэнни не знал, но просто догадался, что в эту ночь надо найти Фрею. История разыграна теми же персонажами, но с вариациями.
В этом смысле находится параллель даже для Гейл, сестры Фреи - это мать Дэнни. В фильме есть сцена, где она ревнует мужа к давно умершей девушке - им всем можно только посочувствовать.

Остался последний вопрос: кто отец Фреи? Мы понимаем, что это - параллель Тревору, так что посмотрим на персонажей фильма и зададимся вопросом: если бы Тревор остался жив и дожил до сорока, на кого из персонажей фильма он стал бы похож? В кого может вырасти безмозглый, но добродушный хулиган? В фильме есть такой персонаж, и это (о, неожиданность!) - отец Фреи Нилс. Тот самый, которого она как раз отцом-то отказывается называть.




Тогда все встает на свои места: родная мать Фреи, Сара Элизабет Амери, умерла, а ее дочь - свою дочь - он удочерил. Мы видели, что в настоящем времени персонажи принимают ответственность - он в свое время сделал то же самое.

Что хочется отметить в этом фильме, так это то, что все персонажи - нравственно здоровые. И взрослые персонажи помнят, каково это - быть подростком, когда ни ума ни опыта, а гормоны сносят крышу. Страшно подумать, что бы в подобном сюжете понаснимали американы, а тут даже полицейские ни разу не стреляют.

Ну и под занавес осталось рассказать еще об одном персонаже. Его зовут Джона (Брюс Спенс), он работает стрелочником, и он - поэт.




Он единственный значимый персонаж "промежуточного" возраста (около тридцати) и он выполняет роль шамана, медиатора, связывающего поколения (не зря этот актер потом играл волшебников и чудаков). Как он говорит Дэнни: "Ты это переживешь. Конечно, не окончательно, память всегда остается, но это не будет тебя снедать, как это происходит сейчас". Собственно, об этом и фильм - как эта история переживается в реальном времени и как она переживается, отойдя в прошлое.

PS
В этом фильме снималась совсем молодая Николь Кидман, причем и Кинопоиск, и IMDB об этом умалчивают. Но если знать этот факт, то отдельный квест - отыскать ее. Но нашлась, даже есть эпизод с текстом - здесь она ругается с главной героиней:




Когда отыскал, то выясняется, что она есть почти в каждой массовой сцене - эту рыжую дылду сложно не заметить.




Или вот замечательной динамичности кадр на пляже:




PPS
Просто кадры из фильма.




















Кино

Previous post Next post
Up