Книга пятьсот двадцатая
Симона Вейль "Укоренение: потребности души"
"Вестник русского христианского движения" № 177 I-II 1998, стр. 177-211
Как я понял, не вся книга целиком, а одна ее глава. Но Симона Вейль всегда интересна, так что как только попала в руки сразу прочел.
Понятие обязанности первично по отношению к понятию права, подчиненному и относительному. Право действенно не само по себе, а лишь через обязанность, которой оно соответствует; реальное осуществление права исходи не от его обладателя, а от других людей, признающих себя чем-либо обязанными по отношению к нему. Обязанность, как только она признана, является действенной. Не будучи признана никем, она не теряет ничего от полноты своего существа. Право, не признанное никем, мало что из себя представляет.
Если бы человек был один во вселенной, он не имел бы никаких прав, но имел бы обязанности.
Она очень лапидарно пишет, как гвозди забивает. Поэтому по ходу чтения стоит останавливаться и пытаться понять, что она сказала и с какой позиции это сказано - без этого дальнейшее может показаться произвольным, а это не так: она очень логична.
Ту позицию, с которой она рассуждает, я часто называю "героической" - позиция заключается в том, что она берет на себя максимальную ответственность за свою жизнь. Грубо говоря, она объявляет, что автоматизмы, социальные привычки и стереотипы над ней не властны. Иначе, и более верно, ее позицию можно обозначить как "осознанность" (что в своей полноте вполне тянет на героизм - столь же невыполнимо для нас, обычных людей).
Объект обязанности в области человеческого - это всегда человеческое существо как таковое. [...]
Эта обязанность не покоится ни на какой фактической ситуации, ни на юриспруденции, ни на обычаях, ни на социальной структуре, ни на силовых отношениях, ни на наследии прошлого, ни на предполагаемой исторической ориентации. Так как никакая фактическая ситуация не может породить обязанность.
Эта обязанность не покоится ни на каком соглашении, так как всякий договор изменяем по воле договаривающихся, тогда как никакое изменение воли людей не может изменить чего-либо в обязанности.
Эта обязанность вечна. Она отвечает вечному предназначению человеческого существа. Лишь у человеческого существа есть это вечное предназначение - у человеческих общностей его нет. Так и по отношению к ним не существует прямых обязанностей, которые были бы вечными. Вечен только долг по отношению к человеческому существу как таковому.
Эта обязанность безусловна. Если она на чем-то и основана, то это что-то принадлежит не нашему миру. В этом же мире она не основана ни на чем. Только обязанность относительно человека не подчинена никакому условию.
Хотя эта вечная обязанность и отвечает вечному предназначению человека, само вечное предназначение не является для нее прямым объектом. Вечное предназначение человеческого существование может быть объектом ни для какой обязанности, поскольку оно не подчинено никаким внешним действиям.
Тот факт, что человеческое существо обладает вечным предназначением, возлагает на людей лишь одну обязанность: уважение. Обязанность исполнена только тогда, когда уважение выражено действенно, реально, а не фиктивно; и оно может стать таковым лишь через удовлетворение земных потребностей человека.
Далее она рассматривает эти самые потребности человека, вот список:
- Порядок
- Свобода
- Подчинение
- Ответственность (и инициатива)
- Равенство
- Иерархия
- Честь
- Наказание
- Свобода мнений
- Безопасность
- Риск
- Частная собственность
- Коллективная собственность
- Истина
Не надо думать, что раз истина в списке на последнем месте, то и по значимости там же. Отнюдь нет.
Очень мне понравилась четкость некоторых формулировок. Это особое искусство - спрессовать мысль в короткую фразу, отжать все лишнее, оставить важное и нетривиальное. Я не буду много писать - если всерьез обсуждать высказываемые Вейль мысли, то получится много текста (я, в отличие от нее, пишу очень рыхло). Так что несколько отрывков из разных главок (название главки выделено жирным и взять в скобки):
(Порядок)
Первая потребность души, наиболее отвечающая ее вечному предназначению, - это порядок, то есть такая ткань социальных отношений, при которой никто не вынуждается преступать одни непреложные обязанности для того, чтобы исполнить другие. Только в этом последнем случае душа страдает от духовного насилия со стороны внешних обстоятельств. Поскольку, когда кто-либо лишь останавливаем в исполнении какой-либо обязанности угрозой смерти или страдания, он может пренебречь этим - и пострадает только его тело; но если какие-либо обстоятельства делают действительно несовместимыми поступки, предписываемыми несколькими непреложными обязанностями, в таком случае, не имея возможности защититься, он уязвлен в своей любви к добру.
Нет даже уверенности в том, что идея порядка, при котором все обязанности были бы совместимы, не фикция.
(Равенство)
Другой способ сделать равенство совместимым с различиями - это лишить различия, насколько это возможно, всякого количественного характера. Нет никакого неравенства там, где есть различие лишь по природе, а не по степени.
(Честь)
Честь есть жизненная потребность человеческой души. Уважения, положенного каждому человеку как таковому, даже если оно действительно оказано, недостаточно, чтобы удовлетворить эту потребность; ибо оно одинаково для всех и неизменно; тогда как честь имеет отношение к данному человеку не просто как к таковому, а к нему в социальном окружении. Эта потребность удовлетворяется полностью, если каждая общность, членом которой является человек, включает его в традиции славы, заключенной в ее прошлом и признанной вне данной общности.
(Свобода мнений)
Что же касается человека, то его мысль может действовать тремя способами. Она может разрешать технические задачи, то есть искать средства достижения уже поставленной цели. Она может внести ясность, когда совершается работа воли в выборе установки. Наконец, она может течь сама по себе, вне связи с другими свойствами, в чисто теоретической спекуляции, из которой временно исключено попечение о действии.
В здоровой душе мысль поочередно использует все три своих способности с различной степенью свободы. В первой своей функции это слуга. Во второй - это разрушитель, которого нужно заставить замолчать, как только начинают приводиться аргументы той стороны души, которая - ибо человек несовершенен - всегда склоняется в сторону зла. Но когда мысль действует сама по себе, отдельно, необходимо предоставить ей полную свободу. В противном случае человеку будет недоставать чего-то главного.
(Риск)
Риск - это опасность, которая порождает обдуманную реакцию, то есть не превышает душевных ресурсов настолько, чтобы душа была окнчательно подавлена страхом.