ПЭ. Концепты. Эгларест

Jun 21, 2013 10:53


Копирую сюда для тех, у кого нет доступа в сообщество Гаваней ПЭ, но знать хочется.

Целью этого текста является введение понятий и поля идей, с которым хотелось бы работать на игре. Это первая часть - наш бар, данный в ощущениях. Текст написан на фалатримском. Словарь в следующем посте. Итак.


Глир

Первое понятие кратко. Арда была спета. У всего в ней есть звучание - истинная суть, Замысел - именуемая глиром.


Бар

Каждый эльф особенный, уникальный и значимо отличается от остальных. Каждый эльф достоин уважения и внимания. Если эльф действует определённым образом, пусть даже не понятным, другие отнесутся к нему с интересом, но не с враждой, если только это не очевидное искажение. Эльфы оставляют друг другу максимальную свободу.

Эльф чётко сознаёт себя и небольшую часть мира, которая ему близка, т.е. слышит, знает, понимает, чувствует - барит - глир этих вещей. И сознаёт, что есть глиры, которых он не слышит, а есть, возможно, те, которые слышит только он один во всей Арде. Эльф всегда знает, что соответствует его глиру. Общность его пониманий и чувств с понимаемыми, чувствуемыми объектами составляет бар эльфа.

Эльф понимает, что бар другого эльфа может значимо отличаться от его собственного. Только аксани едины для всех эльфов и всем им известны, но не забарены, а сообщены.

Когда эльфу что-то не нравится в другом эльфе, он обратится к мнению своих мэлли, чтобы разобраться: это, то, что не нравится, искажение, или просто выпадает за его бар и потому вызывает сомнения.

Со временем и опытом, изучая разные виды творчества, эльфы расширяют свой бар и начинают разбираться в большем количестве вещей. Отсюда авторитет возраста. Чем активнее эльф, тем быстрее он постигает, чем больше сделал в данной области - тем глубже, отсюда авторитет мастерства.

Баром можно поделиться, рассказывая о нём, показывая осанвэ, даря творения, совершая творение совместное, но бар не может быть целиком выражен словами, предметами, образами - любыми знаками. Потому не может быть формально передаваемых идей и правил.

Бар - это чувство и созерцание, это пассивное начало.

Бар моего бара - не мой бар. Это значит, что эльф не получает информации о том, как именно барит глиры, почему именно так, каковы механизмы. Понимание понимания, чувствование чувствования и прочие абстракции второго рода эльфа не занимают. Его бар - реальность, не вызывающая сомнений.


Хир

Эльфам наиболее комфортно объединяться, жить рядом с теми, с кем их бар максимально пересекается. В силу возраста или мастерства некоторые эльфы барят больше, чем другие. И эти другие, при условии значимого пересечения их баров, часто обращаются за советом и пониманием к такому более опытному эльфу. Так складываются группы единомышленников вокруг идейного лидера.

В сравнении со всем глиром Арды бар каждого эльфа невелик. Мотивация эльфа направлена на уменьшение искажения, но никто из эльфов не барит искажение. Каждый барит только свою малую часть неискажённого. Этого достаточно, чтобы жить самому согласно Замыслу и творитт в одиночестве, но мало при житии совместном и совместном творении.

Хир - это эльф с относительно большим баром, захватывающим большую часть баров определённого круга близких друг другу эльфов. На основе этого объединённого чувствования-понимания он способен на две вещи: в больших объёмах судить и объяснять, что соответствует Замыслу, что нет; направлять совместные действия по творению общего кариона, противодействию искажению. Власть хира держится на уважении, доверии и общем понимании. Когда что-то из этого кончается, кончается и связь.

Так же хиром именуется общность эльфов, следующих одному наставнику. Так же хиром именуется набор идей, в соответствии с которым судит хир и действует хир.

Хир - это общественное активное начало.

Хир моего хира - мой хир. Это значит, что идеи, движущие моего хира, верны и для меня, иначе хира нужно менять. Однако, это не та тема про вассала моего вассала - связь с хиром не транзитивна. Тут куда сильнее личное доверие и уважение к эльфу, чем следование сформулированным принципам и идеям. Взаимодействие хира с садроном - постоянный диалог о глирах - оно не может быть массовым. Включение чужих баров в свой - динамичный процесс, требующий постоянного общения, потому что бары пластичны и расширяются постоянно. Поэтому процесс суждения хира о верном и неверном и необходимых действиях всегда является процессом обсуждения с садрони и только в давно и прочно задаренных областях хир уверенно выдаёт суждение, которое истинно для всех его садрони в силу того, что он и так барит, что они барят именно так.

Хир всегда внимателен к своим садрони, помогает им следовать хиру.

При этом конечное решение всегда принимает каждый эльф за себя. Он может согласиться или не согласиться с хиром. Если он не согласен, он приходит и беседует с хиром, пока вопрос разногласия не будет забарен с обеих сторон и найдено верное решение. Решение, соответствующее Замыслу, существует всегда, но не всегда удаётся его найти. Отвечает за себя эльф всё равно всегда сам.

В мирных условиях управления иерархией хиров достаточно. Время на договорённости условно бесконечно. Если садрон не может договориться с хиром - его бар расширился в ту область, которую хир уже не барит, садрон спокойно находит другого хира, с которым пересечение больше. Это естественно. Никто никого не подводит и не предаёт.

Но тут в Арду врывается война и время на забариваение всего необходимого для принятия решения моментально заканчивается.


Эрнил

Квенди в отличие от людей не имеют априорной необходимости в организации совместных действий для выживания, к тому же имеют высокую степень осознанности. Поэтому их система властных отношений сильно отличается от человеческой. Известно пять типов властьимущих среди эльфов: тар (тор), аран, хир, браннон и кано. Ни один из них не соответствует какому-либо статусу среди людей напрямую. В общем любого правителя называют эрнилом.

Тар - священный правитель народа, в книгах ещё звучит как верховный король. Этот статус в чистом виде сформировался в Валиноре, вероятно, под влиянием иерархии Валар, в подражание ей. Суть статуса в общем уважении и верховном авторитете. Отношение к тару определяет принадлежность эльфа к народу ваниар, нолдор тэллэри, синдар, нандор и т.д. У нолдор со смертью Финвэ начинается свистопляска. Но тар отнюдь не самодержец. Помним, что Голфин не мог приказать начать штурм Ангбанда. Итого, тар - это признанный, скорее духовный, лидер народа без чётких прав и обязанностей. Тор - единственный тор у нас Тингол - местная вариация статуса тара, с учётом амбиций Элу и изначального наличия опасности от вражеских тварей. Тингол скорее аран над аранами с претензией на кано.

Итак, аран - это правитель, а в Белерианде в первую очередь защитник земли. Он решает вопросы совместного проживания и защиты и, поскольку это вопросы выживания, эльфы на его земле ему подчиняются или уходят - так заведено. Именно этой властью Тингол запрещает квенью. И для этой власти нет разницы между народами, важно только место нахождения эльфа. Так Финвэ был араном Тириона, потом передал эти обязанности Голфину. В чистом виде Тингол аран только Дориата. Наш аран - Кирдан. В Гаванях все слушают именно его слово. А власть Тингола, как арана, распространяется на нас постольку, поскольку Кирдан повторяет его слова.

Аран не столько правит сам, сколько выражает мнение своего народа. Чаще всего аран - самый хировый хир территории, т.е. он барит больше всех, потому лучше всех может определить, как правильно. Если аран уверен в чём-то, он указывает делать так. Если кто-то с этим не согласен, он приходит к арану и они сводят свои бары по этому вопросу и выбирают верный для всех вариант. Если аран не уверен, он советуется с другими хирами, как держателями наибольших баров, или с кем-то конкретным, чей бар в данной области наиболее полон. Обычная форма управления в Гаванях - совет хиров, где аран - первый среди равных.

Браннон - статус военного вождя или руководителя в конкретной опасной ситуации, например, в плавании. Может совпадать или не совпадать с араном, хиром, таром. Появляется в ситуации, где нет возможности обсудить и объяснить все решения, придя в к общему баринью, нужно действовать быстро и точно. Власть браннона временная - длится на протяжении той военной операции, для которой он избран руководителем, и распространяется только на тех, кто в этой операции участвует, но зато максимальна - полное повиновение, иначе невозможно. Со становлением бранноном всегда связано с временного принесение антквета подчинения всеми, кто собирается участвовать в операции.

У хира нет возможности отдавать приказы. В этой связке садрон всегда целиком и полностью барит и разделяет суждения хира. В критической ситуации нет времени объяснять. Браннону доверяют безоговорочно, его приказы выполняют, не забаривая. Но отвечают за действия по приказу всё равно сами. Потому выбор браннона очень важен и сложен для эльфа. Ослушание браннона

Естественнее всего эльфу видеть бранноном собственного хира - доверие максимально. Но отнюдь не все хиры барят военные действия или корабельное дело, потому приходится выбирать командирами кого-то ещё.

Для фалатрим наличие браннона наиболее естественно потому, что капитан корабля всегда браннон. Но мы чётко барим, что это состояние должно быть краткосрочным, только на то время, где оно критически необходимо.

У нолдор же случилась подмена. Из-за их военного образа жизни статус браннона слился со статусом хира, образовав новый вид правителя - кано. Это совершенно искажённая ситуация, когда антквет приносится на постоянной основе, когда один эльф может приказывать другому в некритической ситуации, а тот, другой, ворондо, исполняет приказ, не забаривая ни обстоятельств, ни причин. А естественная смена хира, связанная с расширением бара эльфа, приравнивается к предательству, что мешает развитию эльфа, его постижению глира Арды. А есть вероятность, что, если этот конкретный эльф не забарит какой-то глир - его вообще никто не забарит до конца времён и эта мелодия исчезнет. Нолдор Кольца жертвуют творением ради войны, но ещё не известно, что правильнее, жить не творя или не жить.

Подчинение любому эрнилу добровольно и осознанно. Даже в ситуации браннона и кано, эльф всегда имеет выбор нарушить антквет, приняв на себя метафизические последствия этого самого нарушения. Иногда эти последствия предпочтительнее тех, что наступят за выполнением приказа. Обычно смена хира, арана, тара происходит тихо-мирно, естественно, по взаимной договорённости. Право изгнать эльфа с земли арану как бы делегировано, на самый крайний случай, но таких случаев у нас ещё не бывало.


Анир

Эльф создан для мира, для жизни в Арде. Он слышит определённый глир и сам по себе является мелодией мироздания и инструментом, её исполняющим. Если у эльфа есть желание к какому-либо действию, это значит, если только не вмешалось искажение, что у него есть возможность это сделать, и предпето, что это будет сделано им. И эльф сразу же приступает к исполнению этого действия, потому как все четыре элемента неразделимы. Это желание, оно же возможность, оно же ожидание миром, оно же само действие есть анир.

Анир - активное внутреннее начало, находящее выражение в карионе.


Карион

Персонажу

Творчество является перманентным процессом в жизни эльфа, его естественным способом взаимодействия с миром. Смысл жизни эльфа заключается в том, чтобы, зная свой глир, забарить глир Ары настолько, чтобы прозвучать навым образом. Эльф познаёт Арду путём творчества.

У эльфа всегда есть основное творение, созданию которого он себя посвящает. Каждый момент времени идёт мысленная или физическая работа над ним. Все дела, другие творения, разговоры, путешествия - все интересы подсознательно направлены на осознание образа и создание именно этого важнейшего на данный момент творения, воплощение этого центрального замысла. Он и называется карионом. Карион - это то, что эльф чувствует, он анирит (может, хочет и должен) создать для мира, воплощение и развитие его глира.

Карион - это не единственное финальное творение, их может быть несколько, но не одновременно. Создан один, сразу же начинается работа над новым. Под работой понимается даже начало осознания, которое может длиться века. Эльф не может быть без кариона. Но война и прочие беды могут мешать творению, отчего эльф всегда страдает, зная, что отвлечён от дела своей жизни. Карионы, предназначение которых не наво, например, великий меч, сами по себе не искажены. Искажение, тем не менее, может проникнуть в карион и сделать его опасным.

Карион всегда стремится к завершению. Без причин творение не откладывается. Часто эльф понимает, что ему не хватает чего-то - знания, умения, понимания - чтобы сделать следующий шаг, тогда, кажется, что он отвлекается, начинает заниматься другим, но на самом деле это не так. Незавершённый карион - как оборванная мелодия, он не прозвучит в мире, хоть был в замысле - это искажение и причина для большой печали.

Кариона не может быть больше одного. Пока карион не окончен, все мысли и стремления эльфа - в нём. Если эльф почему-то вынужден бросить карион - он не сможет к нему вернуться, глир не будет исполнен.

Из-за этого у эльфа есть два способа творения: личное, когда он всё творение целиком делает сам, медленно и вдумчиво, расширяя свой бар так, чтобы он вместил всё творение. И совместное, когда у одного эльфа есть чувство глира, но в его бар оно не помещается. Такой мастер может найти других эльфов, которые, во-первых, барят, что не барит он, во-вторых, слышат глир в пересечении их баров так же, как и он. Когда такое общее творение начинается, эльфы тщательно и долго приходят к общему пониманию, потому что они должны быть уверены друг в друге - в том, что видят одинаково, чтобы не испортить карион друг другу. Это огромное доверие и огромная ответственность. Все зависят от всех. Бывает, что тут даётся слово, но наво действовать на доверии. Это место для конфликта: весь карион не может быть завершен, пока не завершил работу каждый. Все включённые в работу связаны этим карионом. Есть два мнения о том, как происходит сбор мастеров для работы над карионом. В одном случае сначала собираются мастера, обсуждают карион, выстраивают общий глир, и только после этого начинают работать. В другом, творение начинает один, другие присоединяются со временем, принимая целиком созданную до них часть глира. В неискажённом мире подходы не различаются, потому что идеал один, не важно, были ли он описан сразу или открылся по ходу дела. Но на практике получается разное. Если кто-то выбывает из работы над карионом, есть так же два варианта - или карион никогда не будет завершён, потому что звучание этого эльфа незаменимо, либо будет найден, однако это очень трудно, настолько эльфы различны между собой, будет найден другой мастер, который возьмёт на себя брошенную часть и сделает её по-своему, но в идеальной связи с остальными частями. Нахождение другого мастера возможно только после смерти предыдущего. Если карион добровольно брошен одним из мастеров - он не будет завершён.

Игроку

Карион - это личный квест, в начале не завязанный ни на кого, кроме самого персонажа. Это значит, он не будет потерян из-за порвавшихся завязок. Этот квест не мешает основной деятельности, но и позволяет всегда иметь осмысленную занятость, тему для разговора с кем угодно, повод пойти куда угодно. Важно, чтобы карион был сложносоставной конструкцией, не создавался в пару ходов. Требование завершённости и только одного кариона одновременно заставляет шевелиться, вызывает конфликт в случае, если персонажа приглашают в друге творение, а он ещё не закончил текущее.

Ограничение на незаменимость творца в совместном карионе так же даёт важный конфликт, завязывая всех объединившихся друг на друга. Действия каждого становятся реально важны для всех. Внутренний конфликт - доделать или заняться чем-то другим? Но, если заняться другим, остальные творцы зависнут. Внешний конфликт - не-е-ет, ты не пойдёшь в Кольцо сражаться, ты не завершил творение! Провоцируется заинтересованность друг в друге.


Искажение

Арда для эльфа - мир чёрно-белый. Есть то, как желает Эру - это правильно, иное искажение. Любое отступление от аксани сразу же искажение и удар по феа. Искажение провоцирует искажение, но верное решение есть всегда. Порой только не хватает времени и баринья его найти.

Искажение постоянно негативно влияет на эльфа и он это постоянно ощущает. Искажение делает мир неуютным, а то и непригодным для эльфов. И каждый эльф понимает, что ему тут находиться до конца мира и каждая капля искажения сделает его пребывание тут хуже. Поэтому эльфу свойственно не увеличивать искажение и пресекать его увеличение другими. Эльф не останется равнодушным, если кто-то рядом с ним увеличивает искажение. «Рядом» понимается эльфами по-разному, от своей полянки до всей Арды.

Увеличение искажения - единственное, что заставит эльфа вмешаться в чужие дела.

Эльфы не имеют технологии уменьшения искажения, но их долгое пребывание в каком-либо месте, их творение, уменьшают искажение. Исцеляющее влияние эльфа на мир имманентно.

Общий контур жизни каждого эльфа предопределён и одинаков - это существование до конца мира и конец вместе с ним. Но путь от рождения до конца целиком и полностью выбирает сам эльф. Для эльфа всегда есть границы - он точно знает, что верно, что неверно - но свободен выбирать между ними, свободен заходить за границы, со всеми вытекающими, конечно же. То есть эльф может выбирать за себя, что ему делать, но не может выбирать интерпретацию своих действий. Нет лжи во спасение, нет смягчающих обстоятельств убийства - просто нет.

Эльф отвечает и решает за себя и вообще только за себя. Но, поскольку эльфы связаны между собой и с миром, они стараются не портить мир и не подставлять друг друга. Они не лезут в дела друг друга, нормально даже, если откажутся, когда их просят, потому что могут сделать хуже, не зная бара другого. Эльфы не рвутся решать чужие проблемы.

Но всё, что происходит вокруг эльфа, влияет на него, и он, отвечая за себя, вынужден контролировать окружение.


Ант и анквет

Из уникальности эльфов и их баров следует интересный вывод: всё, с чем эльф взаимодействует, может подходить, либо не подходить ему. Уникальному эльфу нужна уникальная ложка, уникальный кубок, уникальный меч, уникальный танец. Чтобы разобраться в том, какой именно идеальный плод творчества нужен этому конкретному эльфу, придётся его забарить. Эльф сам может создать подходящие для него творения, а может получить их в дар.

Ант - это особый подарок, когда один эльф дарит другому идеально подходящее ему творение. Факт дарения символизирует глубокую связь этих эльфов, потому что им удало так глубоко друг друга забарить, чтобы услышать глир друг друга и создать или подобрать идеальное творение. Эльф не может просто сделать для кого-то что-то по заказу. Ему необходимо узнать того, кто будет пользоваться его творением, чтобы создать то, что нужно. Бывает, что творение, в том числе валнат, создаётся не для кого-то конкретного, а просто так, услышал мастер какой-то глир в Арде и создал творение. А потом, через тысячу лет, мастер встречает эльфа, барит его и понимает, что это единственный, тот самый, для кого подходит то творение, и антит его этому эльфу.

Механизм обещаний у эльфов тоже получается довольно удивительный. Эльфы никогда не лгут. Всё, что они говорят - правда, зачем же тогда ещё какие-то обещания? Дело в том, что у эльфа время ограничено только сроком существования Арды и, если он говорит, что сделает что-то, то он может сделать это через тысячу или пять тысяч лет и сказанное останется правдой. Но случается, что другим эльфам важно, чтобы сказанное было сделано сейчас или когда-то в определённый момент, потому что их собственные планы, их выбор в дальнейшем зависят от результата или самого действия. И тогда в ответ на какие-то слова, какое-то обозначение одним эльфом своих планов звучит «ты сказал». Это уведомления о том, что другим важно исполнение сказанного. И неисполнение становится уже нарушение аксана неприкосновенности чужой судьбы. Отсюда негативная реакция мироздание на нарушение слов.

Если же эльфу важно подчеркнуть, что он сам ждёт от себя исполнения чего-то, что считает это значимым, он сам произносит «я сказал». И те, кто слышит, понимают всю важность сказанного и тоже могут принимать на этом сновании свои решения.

Таким образом эльфы не дают обещания, а берут их. Данным словом как бы владеет тот, кому оно дано, потому для обозначения этого взаимодействия придумано особое понятие - антквет - подаренное слово, слово, принесённое в ант, слово, объединяющее судьбы давшего и взявшего.


Аксани

В нашем мироздании нам дано четыре аксана, цитируем их, как сообщили нам Силы.
1. Аксан жизни и смерти, дающий понимание запрещенности отъема жизни у разумного существа, но позволяющий охоту на животных. Этот же Аксан регламентирует гуманное отношение к тем созданиям, чью жизнь ты отнимаешь, осуждает пытки и мучения. Угроза смертью немногим отличается от попытки отнять жизнь. Вследствие войны и трудных времен этот Аксан нарушается убийством слуг в армиях Врага, а также его лазутчиков.
2. Аксан неприкосновенности чужой судьбы, дающий понимание неприкосновенности чужого выбора, если он прямо не нарушает Аксанов. Можно сказать, что, согласно этому Аксану, каждый ответит перед Единым за свои поступки сам, и следование чужой воле не станет оправданием. У каждого из детей Единого свой уникальный путь, и нет верных и неверных путей. Если кто-либо из эрухини совершает сложный или непонятный выбор - значит так ему нужно, и он будет сам «пить свою чашу до дна». Этот Аксан во время войны с Ангбандом нарушается чаще и проще прочих, особенно личным вассалитетом и военными клятвами присяги.
3. Аксан собственности, формирующий отношение к делу своих и чужих рук. Созданное трудом и заботой рук и сердца любым из эрухини принадлежит ему, и нет ни у кого права забрать это у него. При этом интуитивно верным полагают не привязываться излишне к делам своих рук, а радовать других дарами или выставлять творения как украшения мира, в котором живут все эльфы.
4. Аксан брака. Этот Аксан регулирует вопросы супружества. Он устанавливает запрет на брак при близком родстве, устанавливает непременную добровольность супружества и абсолютную моногамию. Как известно, Валар позволили Финвэ жениться вновь только после того, как твердо убедились в том, что Мириэль не собирается покидать чертогов Намо до конца времен.

ПЭ, МЭК

Previous post Next post
Up