Охота - пуще неволи

Aug 06, 2009 01:11

Это одна из любимых поговорок моего отца. Он считает, что если есть желание, то можно сделать все. Если не получилось - значит недостаточно хотел. Исключением из этого правила может считаться только крутой форс-мажор, вроде страшного заболевания, или войны. Перебор, конечно. Но, если подумать, так он имеет моральное право на такие заявления.
Когда был Ленин мой папа маленький с кудрявой головой, то наша деревня была совершенной глушью. В деревне была только начальная школа в избенке в одну комнату. А потом, если дети хотели учиться, то им надо было переться эдак километров 5 в соседнюю деревню. Идти было надо через лес и поле. Дети обычно собирались толпой и шли вместе, чтобы было не так страшно идти в школу затемно, особенно зимой.
Папе со школой повезло, учителя там были хорошие. Некоторые из них были явно из "бывших" которые заслали себя в народ от греха подальше.
 Вообще, школа в том селе сильная до сих пор, особенно по части точных наук.
Кроме точных и гуманитарных наук, в школе явно хорошо было налажено обучение столярному делу для мальчиков и домоводству для девочек. А также в школе был учитель музыки и была скрипка. Моему отцу скрипка страшно понравилась. Но, конечно, не могло быть и речи, чтобы ему родители скрипку купили. Баловство потому-что.

И вот папа лет эдак в 12 прочёл в книжке о том, как сделать скрипку. Пошел в лес, запасся древесиной. Высушил, как полагается. Где надо сделал изгиб, для струн приспособил конский волос. Наверно, скрипкой этот инструмент назвать было бы трудно. Но папа утверждает, что инструмент издавал вполне музыкальные звуки и вполне для него за скрипку мог сойти.
Когда скрипка была готова, папа вовсю на ней пиликал при каждом удобном и неудобном случае и научился на ней играть. В принципе, можно было и на школьной скрипке поиграть, если остаться после уроков и затемно потом домой возвращаться. Что и делал один из папиных одноклассников. Но иметь свой "инструмент" тоже было замечательно. Хотя инструмент и издавал музыкальные звуки, он их скорее раздражал. И они думали, что это баловство сильно отвлекает ребенка от учебы - пускай ребенок лучше учит математику и русский язык. И когда пьяный сосед с размаху сел на неё и привел инструмент в совершенную негодность, они даже посмеялись облегченно. Папа, конечно, плакал тогда.
Потом, когда он уже будучи взрослым, он инструмент себе купил настоящий. То что я видела, наверно было уже его третьей скрипкой, мы в семье в шутку называли её "Старадивари".
 Папа обычно не отказывался играть для гостей, как-то вел в сельской школе уроки музыки, привил своим детям любовь к классической музыке (по крайней мере мне -точно). И самое главное - записал сто местных мелодий и отнес это добро в Чувашскую Академию Наук, чтобы песни не пропали. Сделал такой красивый альбом, с иллюстрациями и записал ноты. Плюс, еще и напел все песни в академии. Аж сто рублей гонорару прислали. После этого, видимо решив, что он выполнил свою миссию, папа перестал играть на скрипке. Ну и было уже годков за 70.

Что любопытно, несмотря на то, что большинство моих знакомых закончили музыкальную школу, как же - джентльменский набор ребенка, мне всегда было трудно найти компанию для похода на концерт симфонической, да и любой классической музыки. У меня , в результате, сформировалось мнение, что в большинстве случаев в музыкальных школах детям внушают ненависть к классической музыке. В тех случаях, когда это идет из по палки. Я про музыкантов настоящих тут речи не веду: даже если человек работает завклубом и играет на гармошке после муз.школы - это уже что-то.
 Я знаю, что из моих детей ни Паганини, ни Pахманинова не получится. Но, говорят, музыке полезно учить - развивает мозг. Наверно попробуем чему-то обучить. Но ни в коем случае не будем заставлять. Ведь охота - пуще неволи.

Одноклассник папы до глубокой старости ездил с концертами по всей республике и за её пределами. Конечно, тоже никакого формального муз.образования он не имел. Говорят, ему дали какое-то звание. Видимо для артистов самодеятельности. Потом у этого папиного одноклассника после смерти жены слегка поехала крыша: он рассказывал отцу, что написал симфонию, а на просьбу наиграть что-нибудь из нее, ответил отказом. Вдруг отец все до последней ноты запомнит, и украдет его симфонию. Вот так никто этой симфонии и не услышал никогда.

Я не перестаю удивляться уровню образования в те далекие времена. Например, занимаешься хозяйством с папой, а он так иногда раз и скажет что-нибудь вроде - "почему ты так это делаешь? Разве не помнишь закон Гей-Люссака, будет то-то то-то". Это я так к слову привела, все точные науки (если они не имеют прямого отношения к медицине) я основательно забыла, в том числе закон Гей-Люссака. Одно название помню. Хотя в школе училась хорошо, даже один раз заняла в районе третье место по физике, первые места заняли ученики той школы, где учился папа. Впоследстви они поступили на матфак МГУ.
Вот я все это забыла, так как не применяла в жизни. Но почему папа-то помнит? он же не физик и не инженер? Думаю потому, что в те далекие времена все науки в школе старались привязать к жизни.
И неизвестно для чего все выпускают, издают ниовые учебники - чем новее - тем хуже. Вот, например, я видела учебники языковые для школ, изданий 40-х, 50-х годов. При сильном желании можно было на каком-то примитивном уровне язык самому по ним подучить, без учителя. Если ты пропустил урок, то можешь догнать одноклассников. При нас они стали хуже, а когда я пошла в школу отрабатывать - так в учебнике 4-го класса были одни картинки, там слов даже было мало. Заболел ученик, пропустил пару уроков - всё.
Не знаю, какими стали учебники сейчас.
По последним данным ученых, изучающих мозг, оказывается все то, что так критиковалось многими родителями и педагогами - устный счет, заучивание стихов наизусть, чистописание - все, оказывается очень полезно для развития мозга и поддержания его в рабочем состоянии. Но это уже другая тема, про книгу по неврологии.
Кстати, у моего отца в его 86 лет почерк каллиграфический, немного хуже, чем в молодости, но - каллиграфический. Мне до этого далеко, по крайней мере надо сильно постараться, чтобы такой почерк воспроизвести.

былое и думы

Previous post Next post
Up