Эту штуку, вынесенную в заглавие, делать не так-то просто. Я думаю, дело не в том даже, что нельзя-де прогибаться, позволяя другому поработить себя, сделать в буквальном смысле рабом, отобрать естественный суверенитет; а в том, что есть ещё суверенитет интеллектуальный. Совсем необязательно, что кто-то, взяв намерение лишить вас «естественного» дара самостоятельно мыслить, целенаправленно за это возьмётся; а просто тот, кто импульсивнее говорит, кто явно перевешивает в обычном диалоге, а тем более если говорит с кафедры, так же естественно подчиняет себе, занимая своим содержанием место в вашем уме, как более агрессивная популяция вытесняет слабейшую, не прибегая даже к настоящим схваткам, или как воды малого притока растворяются почти без следа в водяной массе большей реки.
Студенты, особенно только вышедшие из школы, податливы. Понятное их стремление выполнить требования преподавателя само по себе не лучше и не хуже, чем любая социальная конформность (уже жду проклятий
notnef_566 по части социальной конформности!); но это не та конформность, при которой человек лишь внешне следует сказанному, а в уме своём имеет другое. Здесь, конечно, совсем не всегда искренность, но и не та «неискренность», при которой воле противопоставлена воля и мысли - мысль о том же предмете; здесь зачастую нет речи о ценностях, здесь как в школе: выполнил требования отчуждённо, как по Марксу, - и пошёл жить. Есть ведь учёба, это надо отсидеть, а вечером начинается жизнь.
Итак, здесь требованиям и взглядам преподавателя не противопоставлены сравнимые с ними требования к себе и свои собственные взгляды, а противопоставлено скорее их отсутствие. И то сказать: разве не для того мы и приходим в университет, чтобы там учиться? Знали бы сами - не надо было бы и ходить. Так?
Здесь и преподавателя, и студента подстерегает опасность. Она яснее там, где преподаватель глуп, немощен или сумасшедш, то есть, например, преподаёт Вашкевича и Задорнова или протоколы каких-нибудь мудрецов. Не так ясна она, где преподаватель просто привержен некоторой школе; тут достаточно, чтобы у студента было хотя бы ясное сомнение в том, что эта школа единственная (или единственно достойная внимания), - а это так не всегда. Совсем теряется такое влияние из вида там, где интеллектуально слабый преподаватель просто самим своим присутствием на месте, которое мог бы занять лучший, снижает потолок. Если и преподаватель сам не показывает ни сильной мысли, ни страсти, ни стремления, ни Хирша, то куда мне, думает студент (а паче не думает, а просто воспринимает такую среду как естественную, ибо не имеет для сравнения другой).
Когда преподаватели хороши или просто любимы, некритичность возникает как следствие этой любви. Патриотическое отношение к своему институту, факультету или кафедре тоже способствует атрофии чувства опасности.
...Существуя в романтическом двоемирии, я в студенчестве привык stay alert, внутренне сопротивляться почти всему, что слышал от своих учителей. В отношении сказанного выше это куда лучше, чем соглашаться (точнее: это универсальнее, потому что годится для всяких случаев, хотя для случая хороших преподавателей - менее всего; но соглашаться годится только для случая хороших преподавателей). Но если говорить о «личном фронте»... Критичность ведь только инструмент, иногда полезный; счастья в нём не больше - и даже меньше, - чем в слепом следовании правилам.
Критическое отношение ко всему коллективному нужно, чтобы поступить по совести, когда остальные все вместе поступают иначе (ну или чтобы не сказать глупость, когда её солидарно говорят остальные); но самостоятельной ценности в том, чтобы быть
ходячим талисманом Вышки, нет.
Великий мастер тот учитель, кто не просто станет уважать интеллектуальную свободу ученика: в начале учения она не больше чем фикция, абстрактная возможность, которая как правило ещё ничем не может быть наполнена, - а создаст его способным осуществлять такую свободу. Если она создана, любое притеснение её, любой авторитаризм будет углублять душевную рану, но вряд ли сломит разум.