Nov 10, 2016 21:05
Каждый человек от рождения имеет отца и мать. Не существует пока никого, кто появился бы на свет без участия родителей. В свою очередь, наши родители тоже появились на свет при участии своих собственных родителей, то есть при участии наших бабушек и дедушек. Те тоже имели родителей. И цепь эта продолжается бесконечно. В результате ребёнок, только что появившийся на свет, оказывается на вершине огромной пирамиды, построенной силами бесчисленного множества его непосредственных предков. Каждый из них передал новому человеку, вступающему в жизнь, что-то своё, особенное. При этом нельзя сказать, что кто-то из предков важнее для ребенка. Все наши предки равны друг перед другом. Отец и мать, бабушка и дедушка, прадед и прабабка и так далее. И если сегодня мы носим фамилию кого-то одного из них, то это не совсем справедливо.
Читатель, наверное, на собственном опыте убедился в том, что у одних и тех же родителей могут рождаться совершенно отличные друг от друга дети. Причём это может касаться антропологии, физических и умственных способностей, каких-то неведомых нам генетических установок, заимствованных у тех или иных наших предков. В результате, например, родители, живущие в России, могут иметь детей, которые похожи не только на славян, но также на представителей татар, немцев, финнов и других народов.
Далее возникает вопрос: а можно ли познакомиться со всеми нашими прямыми предшественниками? Ведь каждое поколение удваивает их количество, и если заглянуть, например, на тысячу лет, или сорок поколений, назад, то теоретически можно получить количество бабушек и дедушек только в сороковом колене два в степени сорок, а это фантастическая цифра. Если же к ней прибавить ещё все лица всех предыдущих поколений, то результат будет ещё более внушительным. Получается вроде, что узнать предысторию каждого невозможно. Ведь перед нами бесконечность.
Однако следует вспомнить о том, что тысячу лет назад на всей планете проживало гораздо меньше людей, чем два в степени сорок. Кроме того, вряд ли наши прямые предшественники обитали в то время на всей планете, более вероятно, что они жили на какой-то ограниченной территории. Если говорить, например, о сегодняшних индоевропейцах, то жили они лишь в Европе и части Азии. А это далеко не вся территория планеты. В наших расчетах также нужно учесть, что наши прямые предшественники, имеющие, например, одного и того же предка, нередко вступали в брак друг с другом и тем самым сократили фактический круг наших предков до минимума, а может быть, и до двоих, до какого-то Адама и какой-то Евы. В этом случае задача восстановления имён наших прямых предков упрощается.
Хочется высказать ещё одну мысль. Очень часто некоторые авторы говорят о различиях европейских народов и стран. Это правда, но это, к счастью, не вся правда. В различиях прежде всего заинтересованы политики, которые всегда рвутся к власти любой ценой, даже ценой искусственно раздутых различий и жертвой человеческих жизней.
Европейские народы имеют общие глубокие корни, уходящие на несколько тысячелетий в глубь истории. К сожалению, многие факты их совместной жизни покрыты мраком. Идея книги заключается в том, что, если следовать от родителей к дедушкам и бабушкам, а от них ещё дальше, то мы сможем в итоге прийти к началу истории некоторых европейских народов, потому что эти народы имели бесчисленное множество контактов между собой, и наши предки могли быть людьми разных национальностей: славянами, германцами, кельтами, римлянами, греками или ещё кем-нибудь.
Да, мы говорим на разных языках, имеем голубые или карие глаза, тёмные или светлые волосы, длинные или короткие носы, но наши корни сходятся в глубине веков. Если начать наше историческое путешествие от родителей в прошлое, то, в конце концов, можно прийти к нашим общим героям и богам.
Кто были эти герои и боги? Прежде, чем ответить на этот вопрос, хочется высказать ещё одну мысль. В истории народов чаще всего богами становились сами предки, отошедшие в вечность. А среди них более других почитались те, кто что-то полезное сделал для рода или племени. Таким образом, перечень наших героев и богов, прежде всего, надо начинать с наших родителей, пусть даже некоторые из них ещё и продолжают жить рядом с нами. Пока они живут, их деяния кажутся нам обыденными, обыкновенными. Но только кто-то из них покинет наш бренный мир, мы сразу начинаем видеть в тех же самых их деяниях удивительное, священное.
Восстановив имена своих настоящих богов, каждый сможет успешнее решать различные проблемы, в том числе, и те, которые возникают сегодня в отношениях между народами различных стран: политические, социальные, культурные и экономические. Мы должны крепить мир и дружбу между нами. Мы должны приумножать наши совместные достижения. Мы должны помнить нашу общую историю и наши общие ценности, которые создали наши герои и боги. Наша история - это наше главное богатство, наш самый важный капитал, и не стоит его разрушать.
Итак, первыми богами для нас являются наши родители: отец и мать. Они подарили нам жизнь. Новая жизнь - это всегда удивление или чудо. И это чудо сделали двое. Перед ними были другие боги, которые создали наших родителей. Поэтому длинный перечень наших предшественников можно назвать перечнем наших богов. В конце концов, в этот перечень войдут и те боги, которым поклоняются разные народы, проживающие в разных уголках нашей планеты. Все вместе они образовали вокруг земли особое биополе: ноосферу. И если Альберт Эйнштейн в своё время говорил о мировых силовых линиях, искривляющихся вокруг материальных тел, то сегодня можно говорить о силовых линиях ноосферы, искривляющихся вокруг каждого современного человека до тех пор, пока он не уйдет в вечность, и создающих в нём необходимый духовный заряд.
Однако ноосфера - это не просто силовые линии биополя, это одновременно и поток частиц, каждая из которых представляет собой некое божество, витающее вокруг новой жизни и сопровождающее её до самого последнего дня. Человек должен знать своих незримых спутников, помнить о них, обращаться к ним в момент духовного бессилия или в момент радости. Поэтому стоит начать знакомство с перечня этих божеств. Чем глубже в прошлое мы будем проникать, тем больше читателей смогут найти своих непосредственных предшественников в этом перечне. А это и есть главная задача этой книги.
Вопрос родства поколений оказывается очень непростой. Он требует очень подробного ответа, который можно получить только в результате сосредоточения внимания и анализа многочисленных фактов, полученных в длительном путешествии. Но другого выхода у нас нет. Нам предстоит проделать очень долгий путь, причём идти мы должны медленно: от человека к человеку, наблюдая изменения в нём и вокруг него и, пытаясь найти связующие нити между ним и собой. Однако наш труд будет вознаграждён. Мы познакомимся со многими персонажами истории, мы найдем среди них своих двойников, а их череда должна подсказать нам, кто мы и зачем.
Чтобы совершить длинное восхождение к нашим общим индоевропейским праотцам, нужно попытаться построить несколько родословных, причём длина их должна быть такой, чтобы все они смогли пересечься в одно время и в одном месте. Кроме того, желательно эти родословные воссоздавать среди разных индоевропейских народов: славян, германцев, греков, римлян, кельтов, прибалтов, иранцев, армян и других, чтобы проследить их сложный долгий путь из земли обетованной к тем землям, где эти народы теперь проживают.
Если мы хотим совершить такое длинное восхождение от какого-нибудь нашего современника до общих праотцев, то нам необходимо сделать выбор какого-то рода и племени, с которых мы начнём свой путь. В истории индоевропейских народов много было различных имён и фамилий. Со всеми из них в одном путешествии ознакомиться, конечно, невозможно. Поэтому, прежде всего мы должны определиться, как мы будем выбирать начало пути.
Наверное, каждый читатель хотел бы, чтоб наше путешествие начиналось именно с него, но, к сожалению, это нереально. Однако пусть читатель не унывает, потому что он может попытаться с помощью этой книги найти и своих дальних предков, провести к ним свою известную ему родословную. Чтобы как можно больше читателей могло воспользоваться этой нашей помощью, мы попробуем выбрать наиболее оптимальные, с этой точки зрения, племя, род и персонаж.
Учитывая, что самое большое племя в Европе - это племя славян, которое образовало и самую большую по территории страну - Россию, то, скорее всего, надо начинать именно с них. Тем более, что многие индоевропейские народы Европы и Азии когда-то, согласно древним преданиям, жили на территории России, а затем уходили из неё в разные стороны и, вероятно, оставили после себя какие-то следы на российской земле.
Следующая задача - выбрать имя персонажа, с которого мы начнём свой путь. Самым распространённым с давних пор и до наших дней является имя Иван. Оно встречается также в Германии - Иоганн; во Франции - Жан; в Великобритании и США - Джон; в Италии - Джованни; в Испании, Португалии, Латинской Америке - Хуан; и, наконец, даже в Китае - Ван, и в Корее - Хван. Поэтому желательно, чтобы наш первый персонаж в книге носил именно такое имя.
С другой стороны, происхождение этого персонажа тоже должно быть не особенное, а самое распространённое в России и в других странах. Учитывая, что в начале ХХ века подавляющее население планеты составляли крестьяне, то желательно, чтобы искомый Иван был родом именно из крестьянской семьи.
Что касается фамилии Ивана, то она тоже должна быть одной из самых распространённых и в то же самое время одной из самых древних на Руси.
Самой распространённой фамилией в России является фамилия Иванов. После неё по степени распространённости часто называют Петровых и Сидоровых. Но существует феномен ещё одной фамилии - Поповых. Он выражается, прежде всего, в том, что данная фамилия тоже довольно широко распространена в России.
В частности, если проанализировать дворянские дела, хранящиеся в Российском государственном архиве, то у нас окажется, что Ивановым посвящено 574 дела, Поповым - 544, Петровым - 259, а Сидоровым - 39. Получается, что Поповы мало чем уступают Ивановым по степени своего распространения и далеко опережают многие другие фамилии. Правда, это утверждение касается не всего населения, а, прежде всего, дворян.
Кроме того, к феномену Поповых относится тот факт, что фамилия Попов, или Попович, впервые появилась на Руси ещё в конце Х века, то есть на несколько веков раньше фамилии Ивановых. Поэтому желательно, чтобы наш искомый Иван был не только крестьянским сыном, но и носил фамилию Попов.
Эпицентром распространения этой фамилии в царской России была почему-то Область Войска Донского. В подтверждение можно привести следующие данные о распределении дворян Поповых по губерниям Российской империи. Так, среди дворянских дел, хранящихся в правительствующем Сенате, 123 дела относятся к Поповым Области Войска Донского, в других регионах подобных дел было гораздо меньше: полтавские Поповы - 44; воронежские - 35; петербургские - 31; курские - 28; московские - 27; тамбовские - 25; харьковские - 25; пензенские - 22; рязанские - 15; костромские - 14; орловские - 13; новгородские - 13; херсонские - 12; симбирские - 11; саратовские - 11; вологодские - 10; смоленские - 9; казанские - 9; Оренбургские - 9; калужские - 8; черниговские - 7; астраханские - 6; тверские - 6; екатеринославские - 4; псковские - 4; нижегородские - 3; ставропольские - 3; таврические - 3; витебские -
2; олонецкие - 2; самарские - 2; тульские - 2; уфимские - 2; владимирские - 1; подольские - 1; томские - 1; эстляндские - 1.
Если сгруппировать перечисленных Поповых по бассейнам рек, то донских Поповых окажется - 183 из 544, то есть 33,6 процента. Почему получилось именно такое распределение Поповых? Многие считают, что это случилось потому, что на Руси после её крещения было очень много попов, которые несли свою службу на протяжении длительного времени в различных регионах России. Многочисленные их дети и стали прозываться Поповыми. Что касается казаков, то у них долгое время не было никаких фамилий, потом же в середине восемнадцатого века произошло нечто, в результате чего многим бесфамильным казакам стали давать фамилию Попов.
Однако так ли было на самом деле? Что касается казаков, то не одни они не имели фамилий, то же самое можно отметить и у других слоев населения, но почему-то данная фамилия стала особенно популярной именно среди донских казаков. Поэтому должен быть какой-то другой ответ на этот вопрос. Какой? Пока это тоже тайна.
Существует и третья сторона феномена рода Поповых. Она связана с происхождением этой фамилии. Родоначальники Поповых несут на себе ответственность за всё, что произошло на Руси после крещения. Правы ли они были, когда утверждали новую веру? Представители других фамилий вряд ли задумываются об этом, а для Поповых это вопрос непраздный.
Чтобы начать раскрытие всех этих тайн, попробуем, прежде всего, познакомиться с теми Поповыми, которые были казаками Области Войска Донского. Как многие убедятся, перед нами откроется необычная страница истории России.
Среди 123 дел дворян Поповых, хранящихся в архиве Сената и относящихся к Области Войска Донского, 40 дел, то есть почти треть, рассказывают нам о Поповых Усть-Медведицкого округа. Этот округ расположен на границе с Воронежской областью. По его территории протекают Дон и впадающие в него реки Медведица и Хопёр. В свою очередь, в Медведицу впадает река Арчада, а в Хопёр - река Бузулук. Все эти реки являлись когда-то основными транспортными артериями округа, и поэтому все казачьи станицы здесь были расположены по берегам этих рек. Так на реке Дон, если следовать вниз по его течению, располагались станицы Казанская, Мигулинская, Вёшенская, Еланская, Усть-Хопёрская, Усть-Медведицкая, Распопинская, Клёцкая и Кременская. В 1745 году станиц было меньше, и назывались они так: Казачая, Векши, Елань, Усть-Хопёр, Усть-Медведица, Распопинская, Кецкая, Перекопская, Кременская. Все они тогда входили в Воронежскую губернию.
В сторону от Дона по берегам реки Медведицы вверх по течению располагались станицы: Острогожская, Глазуновская, Кепенская, Арчадинская, Етеревская, Раздорьевская, Орловская, Сергиевская, Малодельская, Березовская и Островская.
Также в сторону от Дона на реке Хопёр располагались станицы: Букановская, Остроухова, Кумылженская, Скуришенская, Слащёва, Федосьевская, Зотовская, Арженовская, Усть-Бузулукская, Акишевская, Тишанская, Бурацкая, Правоторовская, Луковская, Тепикинская, Петровская, Урюпинская, Добринская и Михайловская.
На реке Бузулук располагались станицы: Алексеевская, Павловская, Дурновская, Анненская, Ярыженская и Филоновская. Всего получается сорок пять станиц. Но так было не всегда. В 1709 году царь Петр выселил всё старое население - казаков из Усть-Медведицкого округа вниз по Дону к берегам Чёрного моря, а на его место стал сселять воронежцев, проживавших по соседству с этим округом. Поначалу все казачьи земли до самого устья Дона входили в состав одной губернии, центром которой был Воронеж. Гражданское правительство Области Войска Донского было создано лишь в 1775 году.
Через сто с лишним лет, в 1901 году, в этой Области на различных должностях было 98 служилых Поповых, в том числе в сельских округах - 39. Из них в Усть-Медведицком округе было 11 Поповых, в соседнем Хоперском округе - 4, в Донецком - 10, в Сальском - 1, в 1-ом Донском - 6, во 2-ом Донском - 4, в Новочеркасском - 4. В городах области Поповы распределялись следующим образом: в городе Новочеркасске, центре Области Войска Донского - 26 Поповых, в Ростове на Дону - 14, в Таганроге - 10, в Нахичевани - 7, в Азове - 1.
Как видно из приведённых фактов, больше всего сельских Поповых проживало именно в Усть-Медведицком округе Области Войска Донского, пограничном с Воронежской землей. Следовательно, этот округ можно считать бывшим эпицентром расселения Поповых на Дону.
Центром округа была станица Усть-Медведицкая. Ныне это город Серафимович, названный в честь известного писателя Александра Серафимовича Попова, имевшего литературный псевдоним Серафимович. В станице Вёшенской этого округа, как многие знают, родился и писал свои знаменитые романы писатель Михаил Александрович Шолохов. Наверное, не случайно данный округ дал России этих двух писателей. Видно, происходили здесь незаурядные события, и они способствовали появлению людей, решивших взяться за перо. Какие это были события? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с историей происхождения нашего современника - Ивана Попова, крестьянского сына, уроженца Усть-Медведицкого округа Области Войска Донского.
Надеюсь, что дорогой мой читатель не пожалеет своего времени, затраченного на длинный исторический поход. Хотя поначалу, может быть, не удастся увидеть что-либо удивительное. Но так и должно быть. Изменения от поколения к поколению происходили медленно и незаметно. Но в конечном итоге эти изменения стали разительными, и читатель сможет убедиться в этом сам.
Каждый человек, прочитавший эту книгу, всё равно кто он будет: ирландец или таджик, армянин или швед, житель маленькой Исландии или державы России, может продолжить её повествование. Начав свой путь с самых близких своих родственников, то есть с матери и отца, затем с дедов и бабок, он обязательно придёт к нашему общему отцу и нашей общей матери, а самое главное, к тому храму, возле которого они жили и откуда мы все разбрелись по белу свету, забыв о том, кто мы есть: и сами по себе и друг для друга, и для отцов и матерей, и для детей и внуков.
Итак, мой дорогой читатель, мы отправляемся в необычное историческое путешествие, освящённое жертвой семнадцатилетнего человека.