Хоть убей, не может солнце светить с севера. Поскольку перед нами великий мастер, ван Эйк, он не мог изобразить это случайно. Никаких случайностей в шедеврах, как известно, не бывает. А это значит, что он показывает нам, что с приходом божественного Младенца в мир преломляется чин естества. У нас появляется новый источник света, который светит сам собой. Если бы он перевернул композицию справа налево, то этот важнейший богословский смысл, вложенный в картину, он тут же исчез бы. Это значит, что никаких, повторяю, случайностей не бывает.
"Аксиома реализма" в действии. Почему, собственно, великий мастер не может что-то изобразить случайно? Не слишком ли мы требовательны к гениям? И почему бы не предположить, что такое освещение обусловлено чисто композиционными, а не символическими причинами?
Кстати, идея о том, что солнце на этой картине светит с северной стороны, а этого не может быть, принадлежит Э. Панофскому.
Но Ян ван Эйк, похоже, действительно был правдив. Солнце светит не с севера, а скорее, с северо-запада, или с запад-северо-запада - в летнее время, на широте Брюгге такое вполне может быть. Это если мы примем, что церковь ориентирована точно на восток. Но в том же Брюгге оси многих церквей немного отклоняются к северу (несложно посмотреть на картах), так что вероятность, что солнце летом ближе к вечеру будет светить именно с этой стороны возрастает. Впрочем, построение теней не идеально точное.
Ян ван Эйк. Мадонна в церкви, ок. 1438-1440