Так и не удалось пока найти информации, был ли мексиканский художник Сатурнино Эрран (1887-1918) непосредственно знаком с творчеством
Аксели Галлен-Каллелы, или же сходство их стиля объясняется общими тенденциями живописи в эпоху модерна (который ар-нуво)? Впрочем, копал я не слишком глубоко, так что, может, знатоки подскажут.
Начинал Эрран с живописных полотен, немного напоминающих картины Сорольи (которого он уж точно знал), хотя и не столь размашистых, а примерно к 1913 году он создает чисто ар-нувошные произведения: с изящным контуром, уплощенным пространством и в спокойных (хотя и не всегда), теплых цветах. В общем, проделал ту же эволюцию, что за двадцать лет до него великий финский художник. Правда, к тому времени, как Сатурнино Эрран начал писать самостоятельно, Галлен-Каллела уже вновь отдерйфовал в сторону живописности. В общем, неподходящее время и место выбран Эрран для рождения: во второй половине 1910-х ар-нуво уже уходило в прошлое. Можно гадать, как сложилась бы его судьба дальше: ударился бы он в модернизм, или вернулся к реализму, или вовсе ударился бы в аналог "производственного искусства", но Сатурнино Эрран умер в 31 год от осложнения язвы желудка, кажется.
Не повезло. Вставлять его в
серию не буду, ибо это пост скорее об эволюции стиля. чем о художнике. Переводить названия работ и искать специально даты мне лень, поэтому просто располагаю их в примерной хронологической последовательности.
Ну, тут все понятно. "Труд", 1909
1909
Аллегория Работы, 1911
тут уже и гогеноское что-то
La ofrenda, 1913
Дальше пошли чисто галлен-каллеловские работы:
1914
Лучник, 1916
Наши боги, 1915. Центральная часть триптиха
Наши древние боги, 1916
Наши великие боги, 1917
El rebozo, 1916
Девушка с тыквой, 1917
Статья о нем на русском