На днях,
читаючи Зину-Корзину, вышел на
сайт одной современной художницы. Живопись меня не слишком впечатлила - этакий гипереалистический индастриал, но среди прочих была и такая картина:
Таисия Короткова. Технология, 2008
А за полчаса до этого я думал, что неплохо бы написать про Джозефа Райта из Дерби. Давно хотел, но никак руки не доходили. Я знал про него с юности, а, может, и с отрочества: советское искусствоведение не обходило стороной его творчество, может, потому, что воспевал людей труда и науки.
Здесь даю подборку его тенебросковых, караваджистских работ, хотя творчество Райта более широкое
Мастерская кузнеца, 1771
Академия в свете лампы, 1770
Алхимик, 1771
Мастерская кузнеца, 1772
Пленник Стерна, 1774
Здесь и модель вполне караваджистская - похожь на многочисленных святых Иеронимов.
Спустя несколько лет Райт пишет
еще одну картину на тот же сюжет. (Поза никого не напоминает?)
Малая сцена в тюрьме, 1778-1780
Девушка, читающая при свете свечи, и юноша, выглядывающий из-за ее плеча, ок. 1760-1762
1767-1770
Спустя несколько лет письмо пытается прочесть какое-то мерзкий старикашка, похожий на
постаревшего Платона Зубова Два дерущихся мальчика с пузырем, ок. 1767-1770
Девочки, дрессирующие кошку, 1778-1780
От духа эпохи (рококо, в данном случае) никуда не уйти
Кузница, 1773
Опыт с птицей в воздушном насосе, 1768
Птичку жалко. И это на глазах у детей! Влепить бы эти учоным трёшечку. (На самом деле, нет)
Философ, объясняющий устройство Солнечной системы, 1766
Мираван, открывающий могилу своего предка, 1772
К 1780-м годам Джозеф Райт из интересного и необычного для своей эпохи караваджиста превращается в скучноватого неоклассика, по крайней мере, в сюжетных картинах.
Уильям и Маргарет из "Сокровищ древней английской поэзии" Перси, ок. 1785
Коринфская девушка, ок. 1784
Это легенда о рождении живописи