Еще один из давних проектов, к реализации которых я так и не приступал - серия художниках-вундеркиндах. Помню, была в "Юном художнике" статья (что-то вроде) "Когда большие художники были маленькими", вот и я напишу что-то в том же роде. Верхнюю планку поставлю в 20-22 года, после этого художника можно считать взрослым, хотя обучение может продолжаться лет до тридцати и дальше. И можно восхищаться: "надо же, всего 27 лет, а какая живопись!", автор, может быть, и будет "вундер", но уж точно не "кинд". Дарования многих великих художников проявились очень рано, но некоторые из них пошли дальше, а другие, став взрослыми, продолжали работать на том же уровне, которого достигли в отрочестве и ранней юности. Причем, некоторые из второй категории стали работать в угоду публике и впали в слащавость и схематизм, которые были несвойственны их юношеским творениям.
В этом, в этом, пробном посте - Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842). Ее я бы отнес ко вторым (кто не сильно продвинулся с юношеских времен). Нет, она, конечно, замечательная художница, но многие ее портреты чересчур слащавы на мой вкус, особенно детские и женские, но и некоторые мужские. Я не ставил своей задачей вывесить здесь все ее юношеские работы, приведу здесь только несколько портретов.
Элизабет Виже была дочерью художника-портретиста Луи Виже (1715-1767), оттец стал ее первым учителем. После его смерти она училась у Франсуа Дуайена (впоследствии ректора Академии художеств в Петербурге), Габриэля Биара влияние на нее оказали Жан-Батист Грёз и Жозеф Верне. Она очень рано начала частную практику, в конце 1760-х ее мастерская была закрыта властями из-за отсутствия патента. Впрочем, это не мешало ей пользоваться покровительством высшей аристократии.
Автопортрет. 1771
Портрет брата, Этьена Виже (1758-1820). 1773
Интересно, хорошие у них были отношения в этом возрасте? Дрались, наверное)))
Жан-Батист Лемуан Младший (1704-1778). 1772
Известный французский скульптор, учитель Фальконе
Робер-Жак Бене де Монкарвиль (1698-1771). 1774
Портрет посмертный, а выглядит, как написанный с натуры. Хотя, если присмотреться. одежда и спинка стула написаны несколько схематично.
Жозеф Верне (1714-1789). 1778
Формально выходит за выставленные мной возрастные рамки, но, поскольку мне портрет очень нравится, буду считать, что он написан в начале 1778 г., когда художнице еще не исполнилось 23 лет))
Помещаю здесь также портрет работы ее отца, Луи Виже. Неплохой и по-своему интересный портретист-пастелист, но до дочери сильно не дотягивал. Как и до
Розальбы Карьерры, влияние которой сильно сказывается в его работах.
Жан-Николя де Буллонь (1726-1787). 1753(?)