Хотя в Италии пейзаж оформился в самостоятельный жанр уже к концу 16 века (в работах Аннибале Карраччи, например), можно сказать, что итальянским пейзажистам 17 столетия не повезло не повезло. Много ли таковых могут вспомнить сходу даже специалисты? Кроме Сальватора Розы и Маньяско (который принадлежит, скорее, уже 18 веку) на ум приходит, разве что
Агостино Тасси, да и тот известен, скорее, тем, что изнасиловал Артемизию Джентиллески, а не своими работами.
Эльсхаймер, Пауль Бриль,
Готфрид Вальс и Клод Лоррен - все же иностранцы, хотя и проработали почти всю жизнь в Италии.
И наш сегодняшний герой Джованни Баттиста Виола (ок. 1576-1622) почти неизвестен широкой публике - четыре статьи в Википедии, среди которых нет статьи на итальянском. А ведь был он очень неплохим пейзажистом, его с полным правом можно зачислить в предшественники Клода Лоррена, который был на поколение младше.
Джованни баттиста (Джован Баттиста, Джан Батиста) Виола родился в Болонье, учился у Аннибале Каррачи, влияние которого в пейзажал Виолы прослеживается очень явно. Около 1600 г. он прибыл в Рим, там он сотрудничал со многими художниками, в частности с Доменикино и Франческо Альбани, который был его другом и однокашником, к тому же, они были женаты на матери (Виола) и дочери (Альбани), так что приходились друг другу зятем и тестем, несмотря на то, что были почти ровесниками.
Найти хорошие репродукции работ Виолы оказалось не просто, так что приношу извинения.
Пейзж в Лацио
Пейзаж с рекой и лодками
Пейзаж с фигурами
Морской пейзаж с замком
(Эти два пейзажа не очень похожи на остальные работы Виолы)
Смерть Авессалома Концерт на воде, нач. 17 в.
Речной пейзаж, ок. 1604/1605
Пейзаж с Паном и Сирингой
Пейзаж с рекой и всадниками
Два пейзажа с историей Дианы и Актеона
Пейзаж с кающейся Магдалиной
Учеником Виолы (и тоже примерно ровесником) был Пьетро Паоло Бонци из Коротоны (ок. 1576-1636). Он писал идиллические пейзажи в духе своего учителя, а натюрморты и многофигурные композиции.
Пьетро Паоло Бонци. Пейзаж с пастухами и овцами (и коровами). Ок. 1621