Когда пишу про "художников, которым не повезло", стараюсь изучать их в культурном контексте: у кого они учились и кого учили, на кого повлияли. Иногда это приводит к написанию новых постов, как и в этот раз - просто не могу удержаться, чтобы не написать.
17 век - благословенное время. когда европейская живопись достигла величайших вершин в своем развитии. Хороших и очень хороших художников было много, но мест на Олимпе - мало, так что многие из тех, кто на Олимп попал, с равным успехом могли бы быть замещены другими фигурами. На этот раз речь пойдет о двух живописцах, которые никогда не встречались друг с другом, тем не менее, первый из них опосредованно повлиял на второго. Первый - Джоакино Ассерето оказал сильное воздействие на
Джованни Баттисту Лангетти, о котором я писал вчера, на второго, Иоганна Карла Лота повлиял уже сам Лангетти.
Джоакино Ассерето (1600-1649)
Генуэзский художник. Учился у генуэзских караваджистов Лучано Борцоне и Джованни Андреа Ансальдо, также испытал влияние Бернардо Строцци. В 1639 г. побывал в Риме, где работал с художниками из генуэзской диаспоры, самым значительным из которых был Джованни Бенедетто Кастильоне.
Мне некоторые работы Ассерето напоминают молодого Веласкеса, да и по качеству не так уж сильно веласкесовым уступают (разрыв не астрономический). Веласкес побывал в Генуе в 1629 г., но его пребывание было слишком кратковременным, так что можно говорить здесь скорее о параллельно эволюции в рамках караваджизма, но возможно и влияние - Ассерето мог видеть какие-то работы Веласкеса, или копии/подражания
Св. Франциск и ангел. Ок. 1628-1630
Диоген и Александр Македонский. Ок. 1625-1635
Ослепление Самсона
Смерть Катона Утического
Видение Иакова. Ок. 1630
Мученичество Св. Варфоломея. 1630
Исцеление слепого. Ок. 1640
Св. Марк
Каин, убивающий Авеля. 1640-е
Се Человек. 1640-е
Исав подает первородство. Ок. 1645
Эта вещь так напоминает "завтраки" Веласкеса (вплоть до типажей), что можно предположить влияние, прямое, или опосредованное.
Мучения Прометея
Исаак, благословляющий Иакова. 1640-е
Нахождение Моисея
Лот с дочерьми
Моисей источает воду из скалы.
И здесь похож на раннего Веласкеса, вплоть до колорита
Иоганн Карл Лот (Карло Лотти, Карлотто, 1632-1698)
Немецкий художник (родиля в Мюнхене). С 1650 г. жил в Венеции, но побывал во многих других итальянских городах. Учился у венецианца Пьетро Либери (1605-1687), подражателя великих венецианских живописцев 17 столетия, но манера учителя в его работах ощущается слабо. Большое воздействие на него оказал Джованни Баттиста Лангетти, который был нескольок младше. Лот - замеательный живописец, но все же несколько слабее Лангетти.
Автопортрет
Ева соблазняет Адама
Иоанн Креститель. Ок. 1680
Добрый самаритянин.Ок. 1676
Св. Павел
Юпитер и Меркурий в гостях у Филемона и Бавкиды. До 1659
Меркурий и Аргус. Ока. 1660
Этот старик-натурщик встречается во многих произведениях Лота. Вероятно, позировал он идля Лангетти
Св. Ромуальд. Ок. 1660-1670
Старик с трубкой. Ок. 1660
Св. Иероним
Сатир, играющий на флейте
Силена и Эндимион
Другая репродукция:
Силена и Эндимион
Елиезер и Ревекка. 1670-е
Смерть Катона Утического
(Любимая тема Лангетти, ср. с его работами)
Урок музыки (Аполлон и Марсий?)