Художники, которым не повезло - 12. (Художники "нетрадиционой ориентации"-2) Дезидерио Монсу

Aug 04, 2012 22:28

Собственно, это не один художник, а два, а может, даже и три: Франсуа де Номе, Дидье Барра и еще какой-то неизвестный науке художник.
Впервые художника по имени Дезидерио Монсу упомянул Бернардо Доминичи в 1742 г., как «знаменитого мастера перспективных видов». Доминичи говорит о двух картинах Монсу, которые до нас не дошли, поэтому неаполитанского историка искусства заподозрили в подлоге, дескать, такого мастера никогда не существовало.
До середины творчество Дезидерио Монсу было почти неизвестно ни искусствоведам, ни тем более, широкой публике. С 1950-х гг. к нему проявляли внимание сюрреалисты, вчастности Андре Бретон. Немецкая Википедия говорит о сходстве его работ с произведениями сюрреалистов, вплоть до отдельных технических приемов. Сразу вспоминается Антуан Карон и посвященное этому художнику исследование в ЖЖ nezvanov. Работы Монсу и Карона действительно во многом схожи между собой,но творчество первого экспрессивнее, он мало внимания уделяет деталям, палитра более темная. Можно вспомнить и ряд других художников. В той, или иной степени близких Монсу: Жака Калло, Маньяско, Пиранези.
Из документов известно, что Франсуэ де Номе жил в Неаполе с 1610 г., там же он женился в 1613 г. В это время ему было около 20 лет, так что родился он в примерно 1593 г. в г. Мец. Сохранились договоры на покупку его картин датированные с 1614 по 1627 г. По поводу года его смерти существуют различные версии: от 1624 до 1644 г.
Дидье Барра также родился в Меце в 1589 или 1590 г. Работал в Неаполе в 1619-1652 г., что следует из договоров о купле-продаже его картин.
Считается, что «фамилия» Монсу на самом деле - искаженное «месье». Часто можно встретить версию о сотрудничестве двух художников из Меца (к тому же, близких по возрасту), о том, что они творили под коллективным псевдонимом Дезидерио Монсу, но это мнение ничем не подтверждено. Договора заключались с каждым из художников по-отдельности. Существует подпись на одной из картин: «Francisco Desiderio Napoli, 1621». Скорее всего именно она послужила основанием для того, чтобы приписать Франсуа Номе второе имя - Дидье. А может, Франсиско Дезидерио - еще один художник?
Собственно, это все, что известно о «Дезидерио Монсу». Тема для меня новая, хочется в нее углубиться, так что, возможно этот пост - не последний.

В заключение не могу не привести один текст из статьи, посвященной Монсу:
Существует еще и другой, не менее чем подписи, верный способ «опознания» Дезидерио. Это архитектурные сооружения, «населяющие» его картины. Архитектурные памятники Неаполя, Венеции и Рима, преображенные фантазией художника, но позволяющие все же узнать их. Если, например, вы видите в картине смешанные готические, ренессансные и древнеримские формы, - перед вами картина римского периода. Венецианские мотивы (например, картина из Эрмитажа) свидетельствуют о пребывании художника в Венеции.

Такой вот образчик околоискусствоведческих рассуждений: есть на картине Колизей - был в Риме, есть площадь Св. Марка - был в Венеции. Так из ничего складывается биография художника.

Работы, приписываемые Франсуа де Номе



Велизарий, узнанный одним из своих солдат



Вход Господень в Иерусалим



Фантастический архитектурный пезаж



Ад



Царь Аса разрушает идолов



Голову Иоанна Крестителя приносят Саломее



Св. Павел, проповедующий афинянам.



Пьяцетта в Венеции. Обратите внимание на купола Св. Марка



Пейзаж с римскими руинами

Работы, приписываемые Дидье Барра:



Вид Меца



Суд Соломона



Архитектурный пейзаж



Вид Неаполя

живопись, перспектива, Франция, фальшивки, искусство, датировка, атрибуция, Италия, 17 век, маньеризм

Previous post Next post
Up