Старая (1992 г.) статья:
И.М. Денисова. Образ древнеславянского храма в русском народном искусствеОсновная мысль статьи достаточно чётко отражена в её названии: в резьбе на русских прялках и вышивках (и не только) 18-19 вв. можно найти изображения древнеславянских храмов. В момент выхода статьи был ещё жив академик Б.А. Рыбаков и его идеи (и что
(
Read more... )
Comments 19
Вот образец ее методики из куда как более свежей статьи:
Во время экспедиций не раз удавалось встретить мастеров, до сих пор
украшающих резным декором свои избы, но на вопрос: “Откуда Вы берете узоры?” -
обычно следовал ответ: “Я сам их придумал”, хотя выполняемые такими мастерами
мотивы, как правило, глубоко традиционны, и от них явно веет далекой архаикой.
Reply
Reply
Reply
https://www.rostmuseum.ru/upload/iblock/c61/c61558caa299f5abdd9982e92b7aa8c7.pdf
в трех известных случаях он предписал в конкретных церквях сделать круглые, а не остроконечные главы. В многочисленных прочих храмозданных грамотах такого пассажа нету. Шатровые завершения строились и при Никоне, и после Никона. А про его запрет особым указом - это вообще фантазия.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Просто изображать человека или дерево - это изображать окружающий мир, природу, данность.
А изображать церковь, здание - это уже изображать культуру, цивилизацию.
И - или это архаика-архаика, или это изображение (осознание) объекта цивилизации.
Я вижу тут логический провал.
Reply
Но возможен вариант, когда, допустим, изначально изображалось дерево на горе, но в какой-то момент сработал "испорченный телефон" и некий мастер не понял, что это дерево на горе и интерпретировал его как дом.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment