Строения, деревья и женщины

Jul 26, 2020 12:34

Старая (1992 г.) статья: И.М. Денисова. Образ древнеславянского храма в русском народном искусствеОсновная мысль статьи достаточно чётко отражена в её названии: в резьбе на русских прялках и вышивках (и не только) 18-19 вв. можно найти изображения древнеславянских храмов. В момент выхода статьи был ещё жив академик Б.А. Рыбаков и его идеи (и что ( Read more... )

исторические мифы, язычество, народное искусство

Leave a comment

Comments 19

akim_trefilov July 26 2020, 10:19:25 UTC
самое смешное, что с этой своей псевдославянской и псевдонаучной галиматьей Ирина Михайловна таки-защитилась в 2006 г. в Институте этнологии РАН и теперь считается кандидатом исторических наук. Достойная подопечная Валерия Александровича Тишкова, что уж там.

Вот образец ее методики из куда как более свежей статьи:
Во время экспедиций не раз удавалось встретить мастеров, до сих пор
украшающих резным декором свои избы, но на вопрос: “Откуда Вы берете узоры?” -
обычно следовал ответ: “Я сам их придумал”, хотя выполняемые такими мастерами
мотивы, как правило, глубоко традиционны, и от них явно веет далекой архаикой.

Reply

jan_vrij July 26 2020, 11:45:02 UTC
Валерий Александрович Тишков полгода был министром по делам национальностей Российской Федерации. :-)

Reply


jan_vrij July 26 2020, 10:31:29 UTC
А как Вы объясняете запрет на шатровые храмы? Чем они так помешали патриарху Никону?

Reply

akim_trefilov July 26 2020, 11:06:50 UTC
это никак не надо объяснять, собственно говоря. Сам Никон не знал об этом своем запрете (в отличие от музейных экскурсоводов и отечественных ученых прошлого века).
https://www.rostmuseum.ru/upload/iblock/c61/c61558caa299f5abdd9982e92b7aa8c7.pdf
в трех известных случаях он предписал в конкретных церквях сделать круглые, а не остроконечные главы. В многочисленных прочих храмозданных грамотах такого пассажа нету. Шатровые завершения строились и при Никоне, и после Никона. А про его запрет особым указом - это вообще фантазия.

Reply

jan_vrij July 26 2020, 11:27:19 UTC
Большое спасибо! Очень интересно.

Reply

tito0107 July 26 2020, 16:19:34 UTC
Спасибо! Слышал, что запрет шатровых храмов Никоном - миф, но эту статью не читал.

Reply


ampelios July 26 2020, 11:11:02 UTC
Дальше будут резные надгробия

Reply

akim_trefilov July 27 2020, 07:55:17 UTC
с языческими вилообразными крестами, а то ж!

Reply

tito0107 July 27 2020, 12:17:10 UTC
"Вилочковыми")))

Reply


anna_bpguide July 26 2020, 13:11:33 UTC
А на чем основано базовое предположение - что народные мастера вообще собирались изображать архитектурные произведения?

Reply

tito0107 July 26 2020, 14:41:16 UTC
Архитектурные сооружения, наверное. Очевидно, на том, что они похожи на архитектурные сооружения.

Reply

anna_bpguide July 26 2020, 14:47:22 UTC
Не более похожи, чем на человека или на дерево, как у вас ваше сказано.
Просто изображать человека или дерево - это изображать окружающий мир, природу, данность.
А изображать церковь, здание - это уже изображать культуру, цивилизацию.
И - или это архаика-архаика, или это изображение (осознание) объекта цивилизации.
Я вижу тут логический провал.

Reply

tito0107 July 26 2020, 16:14:44 UTC
Так в том то и дело, что архаичность изображений, похожих на дома, под вопросом.
Но возможен вариант, когда, допустим, изначально изображалось дерево на горе, но в какой-то момент сработал "испорченный телефон" и некий мастер не понял, что это дерево на горе и интерпретировал его как дом.

Reply


mac_u_ser July 27 2020, 15:00:35 UTC
между языческими храмами и прялками 19 в. пропасть в несколько столетий - а вот это не верное утверждение. Археологически известны прялки как минимум 9 века, считается, что основным и чуть ли не обязательным мотивам на них было мировое древо. В 9м веке языческие храмы еще стояли, а уж от тех прялок к прялкам 19 века прямая дорожка.

Reply

tito0107 July 28 2020, 06:11:09 UTC
И отчего бы госпоже Денисовой не привести в качестве иллюстрации прялку 9 века и ещё парочку, допустим из 13 и 16 вв., для донетказательства "прямизны дорожки"? Я плохо разбираюсь в средневековых прялках, но те, что могу вспомнить, мало похожи на прялки 19 в.. и "мирового древа" на них нет. Вам тоже буду очень благодарен за ссылки, подтверждающие тезис.

Reply

mac_u_ser July 28 2020, 12:20:36 UTC
Денисова приводит прялку 9 века на рисунке 3 http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2001/no2/2001_2_068_Denisova.pdf... )

Reply

tito0107 July 28 2020, 16:15:44 UTC
Спасибо! Может, завтра отвечу подробно.

Reply


Leave a comment

Up