Крестьянка наверняка видела себя в зеркале, но она не привыкла, что зеркало может быть такое большое и отражается в нём вся фигура, а не только лицо, или фрагмент лица.
... или может её представление о себе отличалось от увиденного.
я вот до войны походы любил. пару месяцев в лесах-горах с палаткой - очень живым потом себя чувствуешь. но когда возвращаешься сперва не узнаёшь себя в зеркале, мол кто этот бородатый и косматый йети?
А это привычные картинки. Люди знали, что на них изображено, что это вот Бова Королевич, а это Никола Угодник, знали, что первый висит на стенке, а второй стоит в красном углу. А когда показывают новую картинку в непривычных условиях - попробуй, разбери. что на ней изображено.
И, естественно, не следует абсолютизировать. Наверняка многие крестьяне понимали, что изображены на картинке, но внимание привлекали те, кто не разбирал.
У меня возникает ощущение “yes but actually no”. Иконы, лубки, гжель/хохлома и т. д. - оно ведь все очень стилизованное. Т. е. является схемами и абстракциями в еще большей степени. Странно, если фигуру человека (святого) на иконе они узнавали, а (подозреваю) гораздо более реалистичную картинку человека - нет. Это я не совсем в порядке спора, скорее удивления. Вообще интересный пример того, что и реалистичное искусство требует научения для своего восприятия. Это к известному аргументу, регулярно всплывающему при обсуждении современного искусства постсоветскими гражданами - “Ну что это за искусство такое, если нужно объяснять, что нарисовано?” И это я не об абстракции, а о вполне фигуративном искусстве (от постимпрессионистов и далее - импрессионистов, все ж, обычно нормально воспринимают), выходящем за рамки соцреализма.
Весьма похоже на упомянутое Маклюэном про африканских крестьян (но там ещё и про кино). И на воспоминания художника-передвижника (имени не помню). Значит было.
Comments 123
Reply
Крестьянка наверняка видела себя в зеркале, но она не привыкла, что зеркало может быть такое большое и отражается в нём вся фигура, а не только лицо, или фрагмент лица.
Reply
Reply
... или может её представление о себе отличалось от увиденного.
я вот до войны походы любил. пару месяцев в лесах-горах с палаткой - очень живым потом себя чувствуешь. но когда возвращаешься сперва не узнаёшь себя в зеркале, мол кто этот бородатый и косматый йети?
Reply
Кстати, у вас уже была запись на эту тему: https://tito0107.livejournal.com/1995692.html
Reply
С одной стороны, вроде, нормально, а с другой - а как же иконы, лубочные картинки, всякие расписные народные промыслы типа Жостова, Гжели?
Reply
А это привычные картинки. Люди знали, что на них изображено, что это вот Бова Королевич, а это Никола Угодник, знали, что первый висит на стенке, а второй стоит в красном углу. А когда показывают новую картинку в непривычных условиях - попробуй, разбери. что на ней изображено.
И, естественно, не следует абсолютизировать. Наверняка многие крестьяне понимали, что изображены на картинке, но внимание привлекали те, кто не разбирал.
Reply
Reply
Реалистичное искусство не так уж реалистично, как нам кажется?
Reply
как выше отмечено были и иконы и лубочные картинки и народные промыслы
Reply
не было картин книг врачей!!!!
Reply
Reply
Reply
Leave a comment