Что-то я в последнее время часто обращаюсь к теме Высокого Ренессанса. Оно и понятно, на то он и Высокий Ренессанс. И если мастерство художников лет через сто поднялось на ступень выше, то той гармонии, которая была свойственна искусству начала 16 в. живопись не достигала уже никогда более. И еще банальность скажу: Высокое Возрождение - это нре только Леонардо и Рафаэль, и даже не только Джорджоне и Андреа дель Сарто. Но еще и десятки мастеров, имена которых широкой околоискусствоведческой публике ничего не говорят, между тем, как по уровню своему они мало чем, а то и вовсе ничем не уступают.
Вот Джироламо Савольдо (ок. 1480-1548) - художник, не то, чтобы совсем малоизвестный, но раскрученный слабо. Хотя и мастером был великолепным, да еще и новатор, может быть не меньший, чем Тициан, ранний, по крайней мере. За биографическими подробностями отсылаю к
Вики, а здесь выкладываю работы.
Босхианское:
Искушение Св. Антония, ок. 1515-1520
Искушение Св. Иеронима
Распятие, ок. 1515
Св. Антоний Аббат и Св. Павел, ок. 1515. Вещь-то уже почти караваджистская, между прочим! З
а сто лет без малого до Караваджо. И это не единственный случай, вот еще:
Товий и ангел, ок. 1522-1525.
Хотя обычно караваджизм видят вот здесь:
Св. Матфей, ок. 1534.
Хотя караваджизм - это не только и не столько кьяроскуро, сколько "правда жизни"
Св. Петр Мученик, ок. 1530-1535 А здесь караваджизм сочетается со зрелым и поздним Тицианом.
Пьета. ок. 1529.
И здесь тоже
Поклонение пастухов, ок. 1540.
Младенец несколько кукольный, зато пастух в окне какой живой!
Мадонна со Святыми (Pala di Pesaro),ок. 1525
Св. Иероним, ок. 1525-1530
Крестьянин с флейтой, ок. 1525
Мароия Магдалина (Венецианка), ок. 1530.
Пожалуй, самая известная картина Савольдло (непонятно, почему). Существует в трех(?) вариантах, вот еще один:
Портреты Савольдо также великолепны, хотя, может быть, и не очень "портретны"
Портрет юноши, ок. 1530
Юноша с флейтой, ок. 1525
Мужчина в латах (автопортрет, или портрет Гастона де Фуа), ок. 1529
Отражается сразу в двух плоских зеркалах - новаторство по тем временам!
И два рисунка:
Голова Св. Иеронима
Голова Св. Павла
Почти гениальный художник, а может и не почти. И надо же - так мало известен при жизни и после смерти...