Фламандская живопись 17 века - это, в первую очередь школа Рубенса. Знатоки, конечно, вспомнят Тенирса и Браувера, но они как-то стоят в стороне от магистрального (в представлении многих) течения. Между тем, Южные Нидерланды, они все же Нидерланды, к тому же - родина Брейгеля. И традиции, заложенные им в 16 веке, продолжали жить во Фландрии и в следующем столетии.
И еще. "Малые голландцы" - феномен известный, между тем "малые фламандцы" - даже термина такого я не слышал, хотя логика подсказывает, что таких должно быть больше, чем "больших", хотя бы в силу того, что писать картины малого формата дешевле и проще, чем большого. Вот о двух таких "малых фламандцах" речь пойдет в этом посте. Их картины зацепили меня на выставке в Пушкинском, между тем как имена их мне почти ничего не говорили.
Иос ван Красбек (ок. 1605/1608- ок. 1660).
БиографияУ него много гротескных, карикатурных работ, но этим его творчество не ограничивается, и не они, ИМХО составляют его лучшую часть.
Играющие дети (совместно с Адрианом Браувером)
Мастерская художника. Реалистичные работы, повторюсь, кажутся мне более удачными, чем "карикатурные". Или дело в том, что я не люблю утрировку? А в целом, от голландцев почти не отличимо
Брачный договор
Пьяница, 1640-е
Гримасничающий крестьянин
Курильщик
Голова крестьянина
Сцена в таверне, ок. 1635-1639
Крестьяне, пьющие за таверной. Тут влияние Рубенса все же проявляется...
Концерт на лютне, ок. 1650. Тут уже что-то рембрандтовское... Эта картина была на выставке в Пушкинском, по размеру она не намного больше, чем на экране у вас сейчас.
Крестьяне, 1640-е.
Пишущий юноша
Игроки в карты
Искушение Св. Антония, ок. 1650. Ну а это уж совсем босховское. Сюр, может, даже почище
Давид III Рейкарт (1612-1661)
Биография.
Похож на Красбека, но более умеренный, его не бросает в крайности. И влияние школы Рубенса более явное
Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды
Старуха, взвешивающая золото. На заднем плане демон, как бы намекающий...
Алхимик, 1649
Анатом
Мастерская Давида Рейкарта. Музыканты в таверне
Пирующее общество, 1650. А это уже почти Йорданс
Гитарист, 1641
Суета сует
Крестьянин с собакой, ок. 1640-42
Крестьянка с кошкой, ок. 1640-42
В таверне
Спящий юноша, 1649
В деревне. Здесь уже есть что-то брейгелевское.
А дальше пошло босховское:
Пляшущие леприконсы
Искушение Св. Антония
Безумная Грета
Мастерская художника. 1638