Художники, которым не повезло - 53. Альтикьеро

Jan 08, 2015 22:37

Для меня пространственные построения в живописи имеют огромное значение. Дело в том, что чувство пропорций, колорита, композиции во многом заложены от природы и порой в самых примитивных произведениях можно обнаружить, что художник хорошо владел всем этим. А вот убедительно передавать трехмерное пространство (и объем, как частный вариант) на двухмерной плоскости - задача архисложная и на это уходит много лет в онтогенезе и ушло много веков и даже тысячелетий в филогенезе. Конечно и здесь врожденные способности играют огромную роль, но вот ежели дать человеку с таким способностями карандаш и бумагу и попросить построить перспективу интерьера, да что там, куб на рисовать, ничего у него без предварительной и довольно долгой, заметим, подготовки не выйдет. Поэтому художников, которые вносят в пространственные построения что-то принципиально новое я считаю если не гениями, то близкими к этому.
Одним из таких почти- (а может и не почти) гениев был Альтикьеро да Дзевио. Известно о нем очень мало, даже точных дат рождения и смерти мы не знаем (Википедия пишет, что ок. 1330-1390, но встречаются и другие варианты). Джорджо Вазари, создавший свои жизнеописания без малого два века спустя жалуется, что сведений о ломбардских и венецианских художниках раннего периода очень мало. Альтикьеро и его товарищу Аванцо уделено всего несколько строк (в биографии Витторе Карпаччо), причем и там полно неверной и сомнительной информации. Дат вообще никаких не, но судя по контексту он относил время их творчества к первой половине 15 века, т.е. на несколько десятилетий позже. (Анахронизмы у Вазари - вообще предмет отдельного разговора, замечу здесь, что скажем творчество Дуччо он датировал 1350-ми годами, а Каваллини - 1360-ми).
Альтикьеро, работавший в 1370-1380-х гг. испытал влияние Джотто и Амброджо Лоеренцетти, но пошел дальше, чем они и в изображении человеческих фигур и в пространственных построениях, изображении архитектуры в частности. Разумеется, нельзя сказать, что он открыл перспективу, но после его работ до ее открытия осталвася буквально один шаг, каковой и был сделан уже в первой половине 15 века. И конечно он был реалистом, не впадавшим в грубый натурализм. Впрочем, лучше смотреть. чем читать.



Мученичество Св. Екатерины, Мученичество Св. Лючии, 1384



Св. Георгий крестит царскую семью. Казнь Св. Георгия, 1384






Св. Георгий и дракон, 1384



Поклонение волхвов, 1384
Кстати, о "проблеме Робера Кампена". Складки у Марии почти "кампеновские", да и фактура дерева чем-то близка к той, что в знаменитом "Рождестве" Флемальского мастера. И в построение интерьеров есть что-то общее с ранними фламандцами.



Казнь Св. Екатерины, 1384



Казнь Св. Георгия, 1384



Распятие, 1384



Оплакивание св. Лючии. 1384



Распятие, ок. 1376



Портрет Петрарки. Про него, кстати, упоминает Вазари



Мне и в этом полиптихе видится кое-что "протофалмандское"

Альтикьеро - художник не готический настолько, насколько это было возможно в то время. И, вероятно, в эпоху интернациональной готики, когда ценилась изысканность и утонченность, зачастую в ущерб реализму и простоте он едва ли был интересен. А потом время ушло.

живопись, перспектива, пространственные построения, фрески, хронология, проторенессанс, треченто, Италия

Previous post Next post
Up