Как бы в пару к кессонам на потолке изображаются квадраты и прямоугольники на полу. Это может быть паркет или ковер. Их несложно построить, если это параллельная проекция.
Пьетро Лоренцетти. Бичевание Христа.
Но в случае с центрической композицией художники испытывали некоторое затруднение.
Джотто. Сретение. Нижняя базилика Св. Франциска в Ассизи
Много с квадратами на полу экспериментирует Амброджо Лоренцетти
Амброджо Лоренцетти. Малая Маэста. Здесь для каждого уровня - своя точка схода.
В перспективе все диагонали квадратов (или равных прямоугольников) соприкасающихся углами лежат на одной прямой. Все параллельные диагонали сходятся в одной точке, в случае, если квадраты расположены фронтально, эта точка совпадает с дистанционной. В работах Амброджо Лоренцетти диагонали квадратов, соприкасающихся углами, не лежат на одной прямой.
Амброджо Лоренцетти. Благовещение, 1344
Амброджо Лоренцетти. Сретение.
Очень близко к решению поставленной задачи подходит Джусто ди Менабуои, но, к сожалению, здесь у него квадраты не равны:
Джусто ди Менабуои. Короновани Девы Марии, 1367.
В другой работе Джусто, кстати, более поздней, до такой правильности далеко:
Джусто ди Менабуои. Благовщение, 1376-1378
В эпоху интернациональной готики изображение паркетов со сходящимися параллелями встречается и в заальпийском искусстве.
Мастер Бертрам из Миндена. Сотворение света, 1379-1383
Брюссельский часослов герцога Беррийского, до 1402