СЪЕМКА НА LOCATION

May 26, 2010 09:45



Эпизод 2
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Раздел 2

(к сожалению, в этом разделе тоже нет картинок)

ВТОРОЕ: ПОДГОТОВКА

Если вы гуляете с девушкой и "случайно" захватили камеру (хотя я и не рекомендую ее захватывать), то можете себе позволить без подготовки расслабленно пройтись по летним московским (или не только) улицам, наслаждаясь милыми пейзажами, общением с прекрасной девушкой и привнося некоторую смысловую завершенность тратам ее времени и сил. В этом случае, вы явно не руководствуетесь страстным желанием делать "шедевры" один за другим.

Но если вы понимаете важность конечного результата, будь то несколько фотографий для домашнего альбома обеспеченного заказчика, съемка каталога или даже смутные устремления выразить в красивых картинках свой хлещущий наружу творческий потенциал, вы должны четко знать, что, где, во сколько, и как будете делать.  

Я точно знаю, что чем больше потрачу времени на подготовку, тем более качественный и предсказуемый результат получу.

Отдельно нужно сказать пару слов о "предсказуемости". За время моих занятий фотографией я сделал парадоксальный вывод о том, что чем более "слепо" следуешь обдуманному плану съемки, чем меньше ты меняешь "стратегическую линию" и меньше думаешь в процессе съемки над возможностью сказать что-то новое и удивительное, а больше времени уделяешь деталям, тем более качественный результат ты получишь. Я очень творческий человек, и часто вижу в процессе съемки что-то новое, пытаюсь привнести какие-то драматические изменения в сюжет или применяемые световые решения. Иногда, даже просто постоянное сомнение в качестве проводимой съемки заставляет искать новый подход, стремишься удивить, "драматизировать" и т.д. проводимую съемку. Однако более спокойные заказчики давали мне хорошие уроки, настаивая на том, чтобы четко следовать заданному направлению съемки, и я, сопротивляясь в начале, но сдаваясь на определенном этапе, вдруг обнаруживал в итоге, при ретуши съемки, при сдаче работы, результат, гораздо лучший, чем ожидал. Метания, сомнения, окрыленность, излишняя импровизация довольно вредны во время съемки, и хотя они и влияют благоприятно на формирование вашего эстетического фона, в процессе конечной реализации идей эти факторы только мешают.

Выходя на локэйшн, я имею продуманный, четкий план, с возможностью каких-то запасных решений в случае изменения погодных условий, с уже обследованными местами, и пониманием, где и "какое" будет солнце, затем провожу четкий инструктаж всего персонала, объясняя что, от кого, когда и где будет нужно - все это залог успешной съемки. Не "прибежим на локэйшн и наделаем много-много классных фоточек", а "тихонько спустимся и сделаем все, что надо". Ну, в общем, вы знаете…

Мне вспоминается рассказ одного фотографа о съемке Патрика Демаршелье, которая проводилась в Питере для западного глянцевого журнала. Исходя из готовой концепции, питерской команде, поддерживающей съемку на месте, было дано задание заранее отснять все соответствующие истории места. Было сделано колоссальное количество кадров. Через некоторое время пришел список мест, которые утверждены известным фотографом в качестве конечных для реализации истории и просьба отснять как можно больше ракурсов утвержденных мест, с указанием положения солнца и точного времени. Третьим этапом было утверждение "финальных ракурсов" и времени съемки, а также просьба сделать окончательную схему мест в определенное время суток с указанием всех существующих параметров по экспозиции, планами и т.д. Каково было изумление "наших", когда "их" команда приехала с готовыми схемами расстановки оборудования, поз и положений модели, наконец, технических параметров. В процессе съемки никто не переставлял свет по 20 раз, фотограф не бегал, восхищенно махая руками и меняя схему в угоду увиденному красивому домику или открывшейся "вдруг" перспективе. Все работали четко, каждый знал свое место, работа проходила быстро и эффективно.

Рассказывая несколько раз эту поучительную историю на мастер-классах, я порой сталкивался с интересной позицией многих фотографов, говорящих: где "огонь", где полет мысли, где буйство творческой фантазии, эмоциональный взрыв, волнующее напряжение, таинство момента.

Все это было, но только не в момент самой съемки, когда ценится каждая минута, а во время подготовки. Я считаю (и нахожу этому подтверждение у многих признанных мэтров фотографии) что такая непредсказуемость, муки творчества и оставленная "частичка души" именно на этапе подготовки, говорят о профессионализме. Профессионал как можно меньше оставляет неопределенностей на момент начала самой работы, он как проектировщик четко и по деталям разрисовывает весь процесс, оставляя для финального этапа лишь точные, уверенные, завершающиеся предсказуемым результатом действия.

Я стараюсь делать именно так (стараюсь, но, грешен, не всегда следую этому правилу)… Чем больше я занимаюсь фотографией, чем больше становлюсь профессионалом, тем в большей степени руководствуюсь этими правилами. Вообще, здесь мы сталкиваемся с проблемами нашего образования, или его отсутствия. Мне кажется, что западная схема обучения, в том числе обучения фотографа, это обучение навыкам построения алгоритма действия, поведения, взаимодействия с другими людьми; четким схемам действия в сложных ситуациях. Наша система образования больше напоминает напичкивание знаниями, с которыми потом ученик попросту не знает что делать в дальнейшем. Принцип "начнем, а потом посмотрим, что получится" еще очень силен среди фотографов и надо выдавливать его из себя вместе с "рабством" по капле, ставя, обдумывая и разрешая как можно больше вопросов до начала съемки.

ИТАК, я обязательно должен заранее пройдись по "локэйшн". Должны это сделать и вы. Не поленившись взять с собой блокнот, экспонометр и какую-нибудь цифромыльницу - таскать тяжелую сумку с основной камерой здесь совершенно не обязательно.

Первое - определиться с местами. Если это коммерческая съемка каталога, где надо снять неимоверное количество одежды и не будет возможности переезжать с места на место, съемочные места будут где-то рядом, а возможно, и вообще это будет одна точка положения модели, просто будут меняться ракурсы, позы и свет… Если это какая-то длинная история, более реалистичная, то конечные места съемки модели могут быть на довольно внушительном расстоянии друг от друга. Но в том, и в другом случае, нужно четко знать где, что и в каком ракурсе мы снимаем.

Второе - надо сделать снимок предполагаемого места, причем с тем фокусным расстоянием, с которым вы планируете делать финальный кадр. Я снимаю на фикс-объективы, поэтому у меня есть четкое представление, каким объективом я буду делать кадр - каждый мой объектив - это совершенно иное измерение, ощущение пространства, расположения модели в кадре. Поэтому мне важно как впишется модель. Я знаю фокусное расстояние своего мобильного телефона и, с определенной погрешностью (он не так, к сожалению широк, как мой 35 mm объектив), могу представить как будет выглядеть финальный кадр при разных фокусных расстояниях. Потом я буду видеть эти фотографии перед собой в момент подготовки, и мои мысли по поводу предстоящей съемки будут опираться на готовые композиционные решения, во многом продиктованные существующим настроением и особенностями выбранного "локэйшн". Я буду привязан к ним, и мне намного проще будет привносить "конкретику" в сложившийся сюжет, чем думать о "глобальном и вечном и чего бы там наснимать такого-растакого". К тому же эти фотографии будут разосланы всем участникам вашей команды, что сильно упростит задачи в подготовке и составлении плана стилистам, визажистам, ассистентам.

Третье - вы должны сделать "план" съемки. Определить где находится солнце или где оно будет находиться в предполагаемое время суток. В Нью-Йорке, который построен по сетке, это вообще легко делать, я знаю, во сколько под каким углом солнце находится по отношению к конкретным streets и avenues. В Москве немного сложнее, но сделайте на карте обозначения, во сколько и под каким углом светит солнце и вы с большой долей вероятности, взглянув на карту, сможете определить предполагаемое положение. Не лишним будет замерить экспозицию - эта информация важна для установки света, всевозможных аксессуаров, понимания какое оборудование нужно привезти на место.

Четвертое - определить для себя некий диапазон вероятностей: что если вдруг будет пасмурно или в самый решающий момент грандиозную "даль" закроет туристический автобус, что будет, если вы столкнетесь с непониманием блюстителей порядка. Наконец, отдавая должное гениальным возможностям великих фотографов в их возможности вот так прийти на локейшн, раздать всем задания и сделать фотографию (ну или их набор) с одним и тем же самым положением модели и ракурсом, мы все же оставляем за собой (и я увы так делаю) некоторый диапазон возможностей, почву для "пульсирующего внутри чувства прекрасного, не позволяющего вот просто так прийти сделать один кадр и потом поехать дальше". Все равно, я в любом кадре стараюсь сделать "базовую" работу, где с определенной долей консерватизма отработаю то, что задумано, и "творческую" часть, попробовав хоть на несколько кадров, на несколько перемещений света отойти от заданной схемы, получив более непредсказуемые результаты, выходящие за грань ожидаемых ограничений. Увы, грешен…

Поверьте, если вы выполните все четыре условия, то подготовка к съемке превратится из "мук творчества" в грамотный, приятный, а самое главное высокоэффективный процесс. Вы не будете думать о "вечном", вы будете думать о деталях, вы будете думать о правильном, красивом, эффектном воплощении придуманной вами или кем-то еще истории.

(продолжение следует...)
О моих мастер-классах в Москве, Киеве, Екатеринбурге, Питере, Краснодаре и Ростове можно посмотреть информацию на моем сайте...




Previous post Next post
Up