...фильм, в котором прекрасно все: от актерского состава до компьютерной картинки.
1. Эпоха. Я не люблю первую половину ХХ века, однако режиссеру Кеннету Брана удалось показать ее настолько ярко и сочно, что даже мое циничное сердце оттаяло. Во-первых, эстетика поездов. Да-да, здравствуй, викторианская эпоха, дым, пар, шестеренки и все то остальное, что любят стимпанкеры. Во-вторых, понятие роскоши того времени. Сейчас, когда ты хочешь путешествовать в роскоши, ты летишь на собственном самолете с большой кроватью. Тогда - это были вот такие, очень дорого и красиво отделанные поезда. В-третьих, высокий сервис того времени. Момент с измерением линейкой расстояние между краем стола и столовым прибором хочется показать моим F&D коллегам. В-четвертых, конечно же, манеры.
2. Персонаж. Я никогда не интересовался Эркюлем Пуаро (равно как и творчеством Агаты Кристи). Мне понравился образ Дэвид Суше из телесериала (в основном, за усы). Здесь Кеннет Брана (по совместительству - исполнитель главной роли) с самого начала делает образ Пуаро образцово аккуратным, справедливым, образованным, эрудированным и воспитанным. Четко по делу, но не лишенного безупречных манер и чувства юмора. Правда, не лишенным самолюбия ("Я - Эркюль Пуаро - пожалуй, величайший детектив в мире!"). Чего только стоит кадр со сном в науснике - или как эта штука может называться? Чехол для усов?.. Легкий, уместный юмор и французский акцент с вовремя вставленным репликами на французском делают образ еще более милым.
3. Состав. Очень точно подобраны актеры в соответствии с психотипами персонажей. Каждому актеру можно воспеть свои диферамбы. Мишель Пфайффер - невероятно прекрасна, такая голливудская Алиса Фрейндлих. Джонни Депп умеет ведь не кривляться! - и, кстати, нормальные человеческие роли идут ему куда больше, чем парики с дреддами, цилиндры или кровь. Уиллем Дефо - хорош в своей мрачности, как всегда. Джош Гад (ЛеФу в Красавице и чудовище и Олаф в Холодном сердце) умеет быть серьезным. Дерек Якоби... не просто гомосек... Не очень понравилась Пенелопа Круз... вернее, как, сама она замечательна, не понравился ее образ (была у меня похожего склада характера сотрудница). Джуди Денч великолепна.
4. Картинка. Кеннет Брана поучаствовал во втором Гарри Поттере (профессор Златопуст Локонс), снял первого Франкенштейна (старого такого,Ю с Де Ниро, при том сам же в нем снялся да еще и завел отношения со снимавшейся там Хеленой Бонем Картре) и Тора впридачу, поэтому атмосфера волшебности ему не вновинку. Магические города, волшебные закаты... ну и пусть нарисованные - все равно очень красиво! Ну, и, возвращаясь к ГП, тема поездов тоже ему весьма знакома - поэтому иногда создается ощущение, что Восточный Экспресс сейчас приедет в Хогвартс. И необычные ракурсы и операторская работа - например, с потолка коридора у купе, рядом с которым произошло убийство. Или финальная проходка Пуаро через вагон с главными персонажами, снятая единым пролетом камеры. Или начало фильма, когда все действующие лица лишь только собираются в одном вагоне - очень много радующих глаз мелочей.
5. Сюжет. За это, конечно, спасибо не режиссеру, а Агате Кристи, автору. Мотивы для убийства есть у всех, но ткнуть в кого-то конкретного пальцем нельзя на протяжении всего фильма. Концовка очень мощная. Самое крутое, что так как заказчик - сама артистка и режиссер, происходивший в поезде проект также напоминал хорошо отрежиссированную пьесу. Момент, когда проводник по очереди стучится в купе, и из них выходят "участники действа" еще раз проводит параллель между планом убийства и выступлением в театре. Местами, конечно, становится слегка пафосно - Кеннет Брана позволил себе понаслаждаться образом.
Я не слишком люблю детективы. В детстве мы смотрели "Меня зовут Коломбо" или разных Шерлоков Холмсов (которые еще не были настолько динамичны, как нынешние интерпретации), и каждый раз повествование было неспешным и медитативным - мол, не метусись, найдем мы твоего убивца. Здесь тоже никто не торопится (гы-гы, а куда им из-под снежного завала-то торопиться?), но когда ты начинаешь скучать - хоп! и красивый вид показывают или интерьер, а пока ты им любуешься, уже что-нибудь и по сюжету происходить начинает.
Нестыковки есть. Например, даже после того как персонаж Пфайффер снимает парик, в конце фильма - она снова идеальная блондинка. Или как 60-летний дедушка может так лихо носиться по лесам, подпирающим ж/д дорогу? Но все их можно простить.
В общем, "Убийство в Восточном экспрессе" - это однозначно тот фильм, который я хотел бы скачать или купить для того, чтобы регулярно пересматривать дома, на большом экране, с яркими красками. Надеюсь, не раз.