В течение трапезы принято есть голову рыбы (дабы были мы в голове, а не в хвосте происходящего), гранат (дабы были наполнены мы исполненными заповедями, как гранат - зернышками), блюда из моркови, свеклы и других плодов, названия которых на иврите, идиш или других языках ассоциируются с добрыми событиями. Все эти виды пищи называются «симаним» ("знаки, намеки").
http://www.evreyskaya.de/ В начале трапезы окунают хлеб не в соль, как это делается на праздничных и субботних трапезах в течение всего года, а в мед. Затем в мед окунают кусок яблока и произносят пожелание "сладкого года". Отведывая голову рыбы, желают себе и друг другу быть "головой, а не хвостом". Принято также есть блюда из моркови (на иврите "гезер") с пожеланием "ше йигзеру лану гзерот товот" - "чтобы нам вынесли хорошие приговоры"), свеклы ("селек") с пожеланием "ше исталку ойвейну" ("чтобы были уничтожены наши враги") и так далее.
http://holidays.netzah.org/ Еще про симаним:
http://evrey.com/ Что это за игры такие?
http://www.hebrewbooks.org/ Симаним в ночь Рош аШана ("Голова года") ... Потому что в Голову года не просят материальное (как написано в Святом Зоhаре и Тикуним), а только просят проявление Царства Небес в этом материальном мире, как мы и просим в молитвах в Рош аШана "дай Твой страх и Воцарись...". И можно сказать, что поэтому и намекают на материальные нужды с помощью симаним, т.к. материальные нужды действительно являются только симаним, намеками делать выводы из всего материального, пытаться понять на какие духовные вещи в нашей работе, в нашем служении Творцу являются события этого материального мира. И именно так, чтобы материальное было намеком на духовную мудрость и нашу духовную работу, только ради этого мы имеем право обратиться к Творцу с просьбами материального. Потому что именно для совершения этой духовной работы мы были сотворены (заброшены в этот материальный мир) и, понимая намеки духовного в материальном, мы сможем нашу работу выполнить и самореализовать себя как дети Творца. Т.е. наши якобы материальные просьбы с помощью симаним на самом деле являются просьбами о выполнении нашего духовного предназначения создать на земле Царство Творца, что и является сутью Рош аШана. Оказывается, что наша скрытная попытка попросить материального в день, когда материальное просить нельзя, вовсе не является просьбой материального, а просьбой скозь материальное научиться понимать духовное и реализовать его в своей жизни. И в Рош аШана, когда Творец дает новые жизненные энергии-силы-потоки всем сотворенным на весь новый год, каждый должен быть готов получить эти силы только для осуществления своего предназначения установления Царства Небес на земле и насколько велико и чисто желание человека получить эти жизненные силы именно для служения Творцу - столько ему и дают.
Сфат Эмет на Рош аШана. Свободный перевод с моими вкраплениями.
Как новый год встреришь - так его и проведешь: подобно тому как в зернышке заложено все последующее развитие, так и из головы выходит шея, туловище, руки, ноги и все подчиняется голове: стоит голове подумать сделать шаг, как нога сразу же его делает. Что ты в Голову года думал-хотел-стремился, то в течении года и будет развиваться и реализовываться. Поэтому этот не
праздный праздник так и называется: "Голова года".