На третьей (или на четвертой?) трапезе принято рассказывать истории про праведников. Я взял почитать что пишет рабби из Камарно про праведников. И вот что из этого получилось.
В начале он цитирует мишну из пиркей авот (5-я глава).
כל מי שיש בידו שלושה דברים הללו, מתלמידיו של אברהם אבינו.
ושלושה דברים אחרים, מתלמידיו של בלעם הרשע.
עין טובה, ורוח נמוכה, ונפש שפלה, מתלמידיו של אברהם אבינו.
עין רעה, ורוח גבוהה, ונפש רחבה, מתלמידיו של בלעם הרשע.
מה בין תלמידיו של אברהם אבינו לתלמידיו של בלעם הרשע.
תלמידיו של אברהם אבינו, אוכלין בעולם הזה ונוחלין העולם הבא,
שנאמר (משלי ח), להנחיל אהבי יש, ואצרתיהם אמלא.
אבל תלמידיו של בלעם הרשע יורשין גיהנם ויורדין לבאר שחת,
שנאמר (תהלים נה), ואתה אלהים תורידם לבאר שחת,
אנשי דמים ומרמה לא יחצו ימיהם, ואני אבטח בך. .
Всякий, обладающий тремя следующими качествами, - из учеников Авраhама-праотца нашего, а наделенный другими тремя - из учеников
Бил'ама-злодея. Добрый глаз, смиренный дух и скромная душа - из учеников Авраhама-праотца нашего. Злой глаз, высокомерный дух и душа широкая - из учеников Билама-злодея. В чем разница между учениками Авраhма-праотца нашего и учениками Бил'ама-злодея? Ученики Авраhма-праотца нашего едят в этом мире и наследуют будущий мир как сказано: «чтобы дать любящим меня существование; и сокровищницы их Я наполню», а ученики Бил'ама-злодея наследуют геенну и сходят в преисподнюю. Как сказано: «а ты, Б-же, ввергнешь в преисподнюю людей кровожадных и коварных; не достигнут они и половины дней своих; я же буду уповать на тебя».
Попробуйте внимательно прочитать мишну, посидеть с ней минуту-другую, подумать и только после этого читать нижеследующий текст. Так Вам будет намного интереснее сравнить с тем что Вы заметили, а что - нет.
Во-первых, если уже написано в начале мишны какие качества присущи каждой из сторон, зачем повторять и спрашивать "В чем разница между учениками Авраhма-праотца нашего и учениками Бил'ама-злодея?"?
В-вторых, ответ на вопрос "В чем разница между учениками Авраhма-праотца нашего и учениками Бил'ама-злодея?" действительно вовсе не заключается в повторе того, с чего начинается мишна, а описывает что-то другое.
Кто такие "ученики Бил'ама-злодея"? Я по простоте/доброте своей душевной :) подумал, что не евреи или евреи, не соблюдающие законы Торы.
Что едят? Я по простоте свое :) понял, что это сокращение известного выражения "в этом мире едят ПЛОДЫ СВОЕЙ ПРАВЕДНОСТИ (=ИСПОЛНЕННЫХ ЗАПОВЕДЕЙ), а в будущем мире - ОСНОВНАЯ НАГРАДА ЗА ЭТИ ЗАПОВЕДИ (=РЕЗУЛЬТАТ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ)".
Рабби из Камарно цитирует Бааль Шем Това и объясняет.
Указанные в начале 3 качества, могут быть свойственны и противоположной стороне. Разница в том - для какой цели используются эти качества? Например, праведник м.б. богат и это богатство может позволить ему чувствовать себя легко и просторно для воспевания Творца. И м.б. злодей, который ходит в лохмотьях, но это для собственных нужд: например для того, чтобы его считали праведником.
Т.к. вышеуказанные 3 качества м.б. свойственны и противоположной стороне, то поэтому мишна продолжает и спрашивает: "В чем разница между учениками Авраhма-праотца нашего и учениками Бил'ама-злодея?".
И ответ на этот вопрос: то, для чего человек использует те или иные качества зависит от того
как человек ест!!! :))) Если ест "со святостью, без материального", то из него получится последователь Авраhама-а. А если ест как собака/ крокодил/ змея, то из него получится последователь Бил'ама.
Мы-то думали, что речь идет про гоя :) или еврея, не соблюдающего заповеди Торы, а оказывается, что человек может учить Тору день и ночь, быть весь день в тфилине, ходить в лохмотьях, питаться черствой коркой хлеба и... быть злодеем, который "унаследует геенну и сойдет в преисподнюю. Как сказано: «а ты, Б-же, ввергнешь в преисподнюю людей кровожадных и коварных... ».
Соблюдать или не соблюдать законы Торы - это вопрос жизни и смерти. Но, решившись и сделав шаг, не менее важно понимать, что просто исполнение заповедей, просто знание законов Торы НЕ ДЕЛАЕТ АВТОМАТИЧЕСКИ человека праведником и Вы должны понимать, что человек, перед которым встают в знак уважения к его познаниям в области Торы, вполне возможно совершенно не достоин того, чтобы Вы воспринимали его слова, как истину в последней инстанции и следовали его советам. Вполне возможно, что другая "борода" даст Вам совет прямо противоположный. И одно дело когда Вам нужно выяснить что делать с мясной кастрюлей, в которую попало молоко, и совершенно другое дело, когда Вам нужно понять КАК ЖИТЬ: как учиться, как работать, как жениться, к чему стремиться и в какой последовательности.
И ещё маленькое замечание от себя: последователи Авраhама-а. едят в этом мире и удостаиваются будущего мира СЕЙЧАС! В ЭТОМ (!) мире.
Шабат Шалом.
На главную страницу блога Есть тут кое-что, что мне непонятно. А Вам?