Шабат ШаломNew Soul.
Но мажорный тон поэзии Фета, преобладающее в ней радостное чувство и тема наслаждения жизнью вовсе не свидетельствуют об оптимистическом мировоззрении. За «прекраснодушной» поэзией стоит глубоко пессимистическое мировоззрение. Недаром Фет так увлекался пессимистичнейшей философией Шопенгауэра. Жизнь печальна, искусство радостно - такова обычная мысль Фета. Он оценивает жизнь как торжище
инстинктов и
страстей, ведущих всё живое к постоянному страданию, с редкими проблесками кратких наслаждений.
Не веря в прогресс, в совершенствование человека и жизни, Фет, вслед за Шопенгауэром, видит выход из мира страдания и печали только в погружении в
мир красоты. Без присутствия чувства красоты, писал Фет в печально знаменитых своих очерках «Из деревни», «жизнь сводится на кормление гончих в душно-зловонной
псарне». Искусство для Фета - единственная прочная радость жизни, и чувством этой радости оно и должно быть проникнуто. «...Скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, эти-то
жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и
пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии», - писал Фет в предисловии к третьему выпуску «
Вечерних огней»
На главную страницу блога